ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Реформа СРО: миллиарды рублей и тысячи компаний начнут перемещение по стране
28.08.2016
Саморегулирование

Реформа СРО: миллиарды рублей и тысячи компаний начнут перемещение по стране

Поправки в Градостроительный кодекс ломают действующую систему саморегулирования строительной отрасли

Реформа саморегулирования в строительстве пока порождает огромное количество вопросов, на которые ответа не дают ни Минстрой России, ни Нацобъединения СРО, ни эксперты. Лишь на некоторых площадках можно найти разъяснения ряду положений нового закона, в том числе такой работой занимается Общественный совет по развитию саморегулирования. Исполнительный директор ОС Сергей Афанасьев ответил на ряд самых горячих вопросов о новациях в системе СРО:

— Сергей Владимирович, в последние несколько недель Общественный совет по развитию саморегулирования активно разъясняет смысл и правоприменение новых поправок в Градостроительный кодекс, которые очень сильно меняют систему саморегулирования в строительной отрасли. Один из самых горячих вопросов — финансовый, а именно: как будут формироваться компенсационные фонды СРО в новой системе?

— Да, вопросы, связанные с компенсационными фондами, пожалуй, самые насущные для большинства саморегулируемых организаций. Мы начали изучать предположительные поправки к Градостроительному кодексу на самых ранних стадиях, что сегодня позволило нам хорошо разбираться в новациях вступившего в силу закона и помогать разбираться в них профессиональному сообществу.

Начну, пожалуй, с нововведенного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Сразу отмечу, что такой компенсационный фонд для членов СРО и для самих саморегулируемых организаций является делом добровольным. Иными словами, члены СРО и СРО не обязаны формировать такой фонд. Согласно закону, если не меньше 30 членов строительных саморегулируемых организаций выразят готовность участвовать в обязательных конкурсных процедурах, они вправе сообщить об этом своей СРО, которая рассматривает волеизъявление членов. Отмечу, что выразить такую готовность нужно не голословно, а на основании заявлений, что прямо прописано в части 4 статьи 55.4. Но даже если 30 членов СРО напишут заявление, саморегулируемая организация обязана сформировать компфонд обеспечения договорных обязательств только на основании решения постоянно действующего коллегиального органа.

Еще один немаловажный момент — размер взносов в компфонды. В соответствии с требованиями статьи 55.10 Градостроительного кодекса РФ установление размеров взносов в компфонд, который должен быть не ниже минимальных требований, указанных в статье 55.16 Кодекса, относится к исключительной компетенции общего собрания членов СРО. В большинстве СРО общим собранием были установлены взносы в четком соответствии с Градостроительным кодексом — например, у строителей они не ниже 300 000 рублей. Однако сейчас процедура и размеры взносов несколько изменились — в силу вступила новая редакция статьи 55.16, согласно которой минимальный взнос в компенсационный фонд возмещения вреда установлен в размере 100 000 рублей, т.е. в три раза ниже.

Однако, хотя это положение уже действует, СРО может им воспользоваться при приеме новых членов только тогда, когда внесет изменения во внутренние документы. Принимать взносы до изменений во внутренних документах можно, но они будут завышенными. То есть логичный порядок действий саморегулируемой организации в настоящий момент следующий: провести общее собрание, утвердить размер взноса в компфонд и только после этого СРО может принимать взносы по новой сетке, утвердив их внутренними документами.

— Однако теперь СРО должна формировать не один, а два компфонда, то есть взносы с каждого члена, по мнению многих экспертов, существенно возрастут.

— Если вы имеете в виду взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то вносить взносы в него членам СРО, конечно же, придется. Но тут следует отметить, что взносы эти будут обязательны не для всех членов СРО, а только для тех, кто планирует заключать договоры на конкурентной основе, т.е. для членов СРО, планирующих участвовать в различных конкурсных процедурах. Также стоит отметить, что в большинстве случаев в конкурсных процедурах участвуют те компании, которые занимаются организацией строительства, подготовкой проектной документации, а для таких организаций, несмотря на то, что теперь необходимо вносить взносы в два компенсационных фонда, фактические затраты снижаются.

К примеру, согласно новой редакции ст. 55.16 Градостроительного кодекса для того, чтобы строительная организация могла участвовать в конкурсе на заключение договора, общая стоимость которого не превышает 60 млн рублей, ей необходимо внести в компенсационный фонд возмещения вреда 100 000 рублей, а в компенсационный фонд договорных обязательств 200 000 рублей. В предыдущей версии той же статьи для участия в конкурсе на заключение такого же договора организация должна была внести 500 000 рублей в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Тем не менее, для некоторых (в основном крупных) строительных компаний затраты на оплату взносов в компенсационные фонды увеличатся, ведь размер взноса в компенсационный фонд договорных обязательств зависит от общей суммы обязательств по договорам, заключаемым на конкурентной основе Поэтому, заключив два договора по 50 000 000 рублей каждый, такие организации будут вынуждены оплатить в компенсационный фонд договорных обязательств не меньше 500 000 рублей, а общие затраты на компенсационные фонды составят 600 000 рублей. Для среднестатистических же строительных организаций затраты суммарно на два фонда — «вреда» и «договорной» — снизятся.

Еще один момент, который волнует очень многих, — новация о возвращении средств компенсационного фонда вышедшим из СРО организациям. Градостроительный кодекс в новой редакции содержит обязанность СРО и регламентирует порядок возвращения средств компенсационного фонда, внесенных членом СРО. Но не для всех. Порядок возвращения средств компфонда таков, что выходящий член СРО не получит эти деньги на руки — средства должны быть перечислены из одной СРО (старой) в другую СРО (новую).

Как указано в законе, перечисляются все внесенные бывшим членом СРО средства, хотя при вступлении в новую СРО строитель должен вносить средства компфонда в размере и порядке, предусмотренными новыми поправками в Градкодекс. Так, при ведении работ до 60 миллионов рублей базовый взнос в компфонд составляет всего 100 000 рублей, в то время как в старой СРО при тех же условиях член вносил 500 000.

Однако после вступления компании в новую СРО бывшая СРО обязана перечислить всю внесенную бывшим ее членом сумму, допустим, 500 000 рублей. При этом никто компании появившуюся разницу во взносах не вернет, невзирая на то, что в новой СРО возникает определенная избыточность в компфонде. Пока это является одним из спорных мест в законе.

— Очевидно, вся эта правовая и финансовая коллизия появилась из-за введения принципа регионализации, по которому компания может состоять только в СРО того региона, где зарегистрирована как налогоплательщик. Мы можем ждать в ближайшее время массовое перемещение компаний и компфондов по всей стране, обмены, перерегистрации и прочие веселые схемы...

— Все это, собственно, уже началось. Государство, продвигая региональный принцип, сделало ставку на региональные СРО, при которых, по мнению чиновников, улучшится качество ведения работ и наконец-то осуществится победа над коммерческими СРО, которые бьются не за качество, а за численность и доходы на теме саморегулирования. К 1 июля 2017 года все строительные компании должны вступить в свои региональные СРО. Исключение — иностранные компании и строительные компании того региона, где нет региональной СРО — тогда они должны идти «к соседу», с которым регион имеет общую границу. То есть с 1 июля 2017 года новый закон лишает компании — кандидаты в СРО возможности сделать выбор, в какой СРО им состоять. И даже если некая региональная СРО откровенно слабая и вызывает множество вопросов, строитель обязан будет в нее вступить, оставив, например, надежную московскую или воронежскую СРО. Кто-то назвал этот механизм очередным «крепостным правом».

Важен и еще один срок, указанный в законе: с 1 октября 2017 года Ростехнадзор будет исключать СРО из государственного реестра в случае обнаружения в ее рядах членов из других регионов (часть 3 статьи 33 новой редакции Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»).

Все эти новеллы уже вызвали к жизни сомнительные схемы и предложения по переходу компаний в региональные СРО. Так, закон еще даже не был подписан Президентом Владимиром Путиным, а руководители ряда региональных СРО уже звонили своим московским, петербургским и прочим коллегам с предложением за определенное вознаграждение перевести часть своих членов в эту самую региональную СРО. То есть в регионах сейчас начнется борьба за компании, ранее состоявшие в СРО других регионов, и в ход пойдут любые обещания, вознаграждения и т.д. Я бы сказал, что это похоже на новый виток коммерциализации, потому что СРО теперь будут бороться просто за свое существование, а для этого все средства хороши.

А в целом мне грустно, что на перегруппировку саморегулирования уйдут миллиарды рублей, а положение дел, похоже, останется тем же самым, только «коммерсантами» теперь будут не крупные межрегиональные СРО, а региональные, любой ценой желающие сохранить свой «бизнес». О качестве и безопасности строительства пока никто и не вспоминает.

Елена Медынцева

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо