ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Энергосбережение – <br />
совместная задача <br />
для государства и общества
20.06.2016
НОЭ-5 лет

Энергосбережение –
совместная задача
для государства и общества

Какова роль общественных институтов в реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности?

За прошедшие 6 лет большинство норм основополагающего Федерального закона № 261-ФЗ так и не заработали в полном объеме. Для властей всех уровней энергосбережение или не актуально в нынешних условиях, или лишняя «головная боль». Однако есть энтузиасты, которые на уровне общественных организаций пытаются сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки. Есть ли перспективы у таких инициатив? Об этом мы беседуем с референтом Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации Виталием Ковальчуком:

- Виталий Владимирович, разговоров об энергоэффективности звучит очень много и на разных площадках. Однако на деле все движется с огромным трудом. Почему? И какова может быть роль общественных организаций в этих процессах?

- Да, к сожалению, несмотря на многочисленные разговоры, состояние дел с энергосбережением качественно не меняется. Как признал в ноябре прошлого года в рамках ENES 2015 Министр энергетики Российской Федерации, ожидавшееся снижение к 2020 году энергоемкости экономики на 40 % по сравнению с 2007 годом в нынешних условиях недостижимо. Помимо сложной экономической ситуации, причинами это также является слабоструктурированная деятельность органов исполнительной власти в области энергосбережения. На сегодняшний день вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики нашей страны не являются профильными ни для одного из министерств и ведомств. Более того, во многих министерствах вопросы реализации государственной  политики в области  энергосбережения рассматриваются по остаточному принципу, в том числе и в части кадрового и ресурсного обеспечения. Показательным является пример Минэнерго России, в котором в рамках сокращения был ликвидирован профильный департамент.

В этой ситуации роль общественных организаций становится определяющей, они сейчас де-факто тащат на себе вопросы развития энергосбережения и энергоэффективности. Поэтому единственный вектор развития, который я вижу на ближайшие 2-3 года, – это  консолидация усилий всех, кто неравнодушен, всех, кто заинтересован в энергосбережении.  Сегодня в стране успешно работает буквально несколько общественных организаций, которые могли бы стать точкой сборки таких усилий, своеобразным  прообразом «общественного министерства энергосбережения». Не вижу ничего плохого, если такие организации возьмут на себя вопросы формирования и накопления компетенции в энергосбережении, функционал и ресурсное обеспечение реализации проектов и мероприятий по энергосбережению во всех сферах и отраслях экономики страны. Пример зарубежных стран показывает, что такой подход не только возможен, но во многих случаях работает лучше государственных институтов.

Я очень надеюсь, что коллеги из НОЭ могут выступить с инициативой  объединения под своим крылом всех, кто работает в этой области, и мы совместно со всеми заинтересованными организациями и неравнодушными профессионалами попробуем создать конструкцию, механизм, институт, может быть, общественный орган, который бы не щеки надувал, а в рабочем режиме рождал инициативы и обладал достаточным ресурсом, чтобы  эти инициативы продвигать на всех уровнях власти. Нацобъединение по проблемам энергоэффективности сейчас – одна из немногих организаций, которая имеет авторитет, знает, что и как нужно делать, и активно работает.

Задачу по развитию энергосбережения никто не отменял, мы все равно будем вынуждены этим заниматься. Но делать это можно из-под палки, а можно по собственной инициативе. И когда Президент России потребует отчет о проделанной работе,  очень хорошо, если у нас уже будут запущены механизмы консолидации профессионального сообщества, будут созданы интегрирующие механизмы и инструменты, позволяющие работать над всеми этими вопросами, и ничего другого выдумывать уже не придется – а только брать существующие  наработки и решения и воплощать их в жизнь.

Конечно, придется решать вопрос с финансированием этого общественного института. Это сложно, здесь должен поменяться сам менталитет – и профессионального сообщества, и чиновников, и народа в целом. Вся работа по нормативной базе, по проработке документов, по просвещению тех же самых чиновников требует времени, людей и ресурсов. Юристы и прочие специалисты могут и должны работать на платной основе, поэтому для успешной работы необходимо организовать устойчивое финансирование, которое обеспечивало бы работу над новыми документами и программами. Возможно, здесь должны подключиться крупнейшие строительные нацобъединения.

Есть и другие возможности: например, многим компаниям, в том числе в регионах, постоянно приходится решать текущие прикладные вопросы в области энергосбережения. Очевидно, что для компаний было бы гораздо лучше и дешевле пользоваться на аутсорсинге услугами высококвалифицированных юристов и специалистов, которые в рамках общественных организаций равнодоступны всем, чем иметь таких специалистов в штате. Для всего сообщества это обошлось бы дешевле, чем каждый юрист в каждой компании. Это лежит на поверхности, и многие это понимают, но пока часто подход к решению этих задач такой: можно не я, а кто-то другой?

- Может быть, сделать членство профильных компаний в таком «общественном министерстве» обязательным, чтобы без него организации просто не могли бы работать?

- Это вряд ли. Кроме того, у нас уже была попытка создать нечто подобное для энергоаудиторов, и закончилась она плачевно. Напомню, что энергоаудиторы могли работать на рынке только при условии членства в СРО, но при этом понятно, что СРО не могла быть только одна. Так что организовалось 158 СРО, по которым расползлись все компании. Сейчас этих СРО осталось около 120, и объединить их во что-то монолитное не удалось, каждый работает над своими задачами и интересами. В этой ситуации я - сторонник жестких решений, потому что общесистемные задачи можно решать только тогда, когда сообщество консолидировано и работает как один организм. Вполне возможно, что центром такой консолидации станет НОЭ.

- Какую роль на этом пути будет играть «дорожная карта» по энергосбережению и энергоэффективности, которая сейчас готовится к утверждению в Правительстве России?

- Если ее примут и начнут реализовывать, ситуация с энергоэффективностью зданий, строений и сооружений выйдет на качественно новый уровень. Эта «дорожная карта» – первая попытка структурировать деятельность в области энергосбережения по всему жизненному циклу здания, собрать из разрозненных кусков единое целое, потому что отдельно взятое решение должно быть взаимоувязано со всеми другими.

Содержание «дорожной карты» – на 80% работа НОЭ. Это единственный подобный документ, который сначала делался профсообществом, а потом подавался чиновникам. Обычно происходит наоборот – чиновник пишет «дорожную карту» в меру своего понимания, а потом слушает экспертов и выбирает те мнения, которые ему понятны. Здесь получилось ровно наоборот: сначала была фактура и содержание, а потом это содержание трансформировалось в очень неплохой документ.

Елена МЕДЫНЦЕВА

 

Этот материал опубликован в июньском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо