ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Россия — <br />
в инкубационном <br />
периоде?
09.12.2015
Импортозамещение

Россия —
в инкубационном
периоде?

По статистике от 80 до 90 % стройматериалов на рынке оказываются отечественными. Что реально стоит за этими цифрами?

Казалось бы, строительная отрасль с точки зрения импортозамещения — одна из благополучных. Благодаря тому, что многие ведущие мировые производители за последние годы ввели на территорию России свои производства, от 80 до 90 % стройматериалов на рынке оказываются отечественными. Но на самом деле все не так просто.

 

Готовы ли мы к замещению импорта?

Если повнимательнее ознакомиться с деятельностью предприятий стройкомплекса, то картина оказывается не такой уж и радужной: пока что импортозамещение в строительной отрасли во многом идет только на словах. А на деле оказывается — либо сырье у отечественной компании импортное, либо она просто продает импортную продукцию, и в большинстве случаев строительные компании работают на импортном оборудовании и машинах. В строительном машиностроении доля импорта достигает 80 — 90 %. А это чревато тем, что приходится быть в постоянной зависимости от зарубежного машиностроения, поскольку изнашивающееся оборудование и машины, запчасти приходится закупать за рубежом. Сейчас, например, перед такой проблемой встают многие кирпичные заводы, закупившие линии 10 — 20 лет назад. Причем классика бизнеса — предоставлять скидки на технику и оборудование, а затем поднимать цены на запчасти. Наше же машиностроение пока барахтается в своих проблемах.

Больше всего затруднений возникает при возведении зданий и сооружений премиум-класса и уникальных объектов — высоток, аэропортов, стадионов и т.п. Здесь доля импорта может достигать 30 — 80 %. Прежде всего, это отделочные материалы, инженерное оборудование, в том числе лифты. Например, при прокладке кабельных сетей наибольшей популярностью пользуется продукция французских фирм. Так что пока наша промышленность элементарно не готова заменить некоторые виды зарубежной продукции.

Проблемы импортозамещения усугубляются экономическим кризисом, и многие потребители отказываются от импорта не из патриотических чувств, а из-за резкого повышения цен, но в итоге сегодня уже приостанавливаются проекты строительства ряда уникальных зданий, уменьшается запланированная этажность высотных строений.

Тому, что у нас мало инновационных предложений в строительной отрасли, удивляться не приходится. Мы пока осваиваем чужие технологии, а своя наука никак не оправится от потерь последних десятилетий. Правда, вузы, на которые делается ставка в последние несколько лет, начинают предлагать новые разработки, но пока что реальной отдачи практически нет. Во-первых, потому что вузовская строительная наука еще не окрепла, а во-вторых, старые НИИ, сложившиеся в советское время, захирели не от отсутствия новаций, а потому что их разработки были не востребованы. Если ситуация в стране не изменится коренным образом, то и вузовская наука будет работать вхолостую.

Поэтому не случайно на выставке по импортозамещению, которая прошла в сентябре и открытие которой почтили своим присутствием председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, его заместитель Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, участие строительных компаний было малозаметным, да и представителей смежных отраслей было немного. На этой выставке в большей степени показали достижения сельского хозяйства, торговли, медицинской промышленности, станкостроения и др.

 

Испортить репутацию легко…

Строительство — отрасль, зависимая от других отраслей. Например, невозможно представить строительство без труб. А производство труб зависит от состояния химической промышленности, поставляющей сырье для трубного производства.

Короткий, но интересный обмен репликами состоялся на заседании правления РСПП, прошедшем в середине октября, на котором обсуждалась Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. Депутат Госдумы РФ Елена Панова заявила, что импортозамещение приводит к дефициту некоторых видов продукции, а затем и неконтролируемому росту цен. Так, например, производители полиэтилена и полипропилена подняли цены на 40 —50 %, и она как депутат Госдумы просит разобраться с этим вопросом. Александр Шохин, ведший заседание, пообещал, что он постарается подключить к этому вопросу соответствующие силы и проверить, не картельный ли это сговор.

О подорожании на химическое сырье говорили и участники выставки CityExpo, проходившей в те же дни. Так, по словам представителя фирмы «Термофлекс Изоляция» Андрея Салахова, он не видит логики и оправдания такому скачку цен.

 — Казалось бы, те, кто производит гранулированный полиэтилен, пользуются отечественной электроэнергией, сырье — нефть — наша, транспорт свой, рабочие руки свои, причем здесь курс евро и доллара? А в нашей продукции ­— полиэтиленовых трубах — 90 % в составе сырья — полиэтилен. Естественно, его подорожание ведет к подорожанию нашей продукции.

Согласны с коллегой и производители предизолированных стальных труб ППМ (труб в пенополимерминеральной изоляции) из ООО НПП «Пенополимер». Их тоже возмущает скачок цен на отечественную химическую продукцию. К тому же на этом предприятии два компонента, используемых при производстве продукции («Изолан-345ПБ» и «Полиизоционат Б»), в России либо не выпускаются, либо их качество не отвечает требованиям наших же отечественных нормативных документов, поэтому их закупают в Германии.

Требования же к качеству труб в ППМ изоляции возросли после принятия вместо технических условий (ТУ), действующих в последние годы, ГОСТа «Трубы и фасонные изделия в ППМ изоляции», в разработке которого участвовали и специалисты «Пенополимера». Если в период действия ТУ некоторые изготовители прибегали к уловкам, позволяющим снизить себестоимость труб (например, уменьшали плотность изоляционного слоя, используя дешевое китайское сырье), то ГОСТ закрепляет требования к качеству продукции и «химичить» становится опасно. Можно легко испортить репутацию в глазах потребителей.

 

Эти «странные» американцы

Как выразился один известный человек, власти всегда найдут, чем провиниться перед своими народами. Экономические санкции против России и наши ответные мало кого радуют. Бизнес сопротивляется им, насколько позволяют обстоятельства. Потери несут и наши партнеры, и наша страна.

Так, например, Финляндия, экономика которой во многом ориентирована на взаимоотношения с нашей страной, уже несет немалые убытки. Финско-Российская торговая палата предпринимает усилия по сохранению сложившихся контактов. На одном из мероприятий Яана Реколайнен, заместитель генерального директора ФРТП (Хельсинки), говорила о том, что санкции не нужны обеим странам.

Американцы считаются инициаторами введения санкций против России. Но при этом многие американские компании не прекращают сотрудничество с нашей страной, а некоторые сразу же стремятся занять ниши, которые освобождают западные партнеры. Пример — поставки бурового оборудования.

На этих днях в ТПП РФ пройдет круглый стол на тему российско-американского инвестиционного сотрудничества. Может, это хороший знак?

Вообще же нам надо сказать американцам спасибо за то, что они сумели нас наконец-то отрезвить. В связи с этим вспоминается встреча с одним американским чиновником, у которого мне довелось брать интервью в начале 1990-х годов. Он тогда жил в России и занимался продвижением идеи вступления нашей страны в ВТО. Замученный моими вопросами, он с раздражением сказал, что россияне такие наивные и доверчивые, и нам еще предстоит научиться жить и бороться в жестоком мире бизнеса, где нашу страну никто не ждет с распростертыми объятьями. Надо научиться хранить коммерческие тайны, укреплять свою экономику.

Мы слишком открылись миру, жадно накинулись делить богатства страны, и в результате за четверть века не сумели перевооружить производство, почти потеряли машиностроение, сельское хозяйство, химическую промышленность. И до сих пор еще не обуздали аппетиты желающих урвать свой кусок, начиная с чиновников и до владельцев предприятий, которые умудряются любую ситуацию повернуть так, что в конечном итоге растут цены. В том числе в этом ряду оказались и программы по импортозамещению

Не будем говорить о китайцах, которые, по сути, совершили у себя в стране промышленную революцию. В Белоруссии первые программы по импортозамещению были приняты еще на рубеже 2000-х годов. В 2004 г. в их развитие было принято постановление Совмина Республики № 1068 о программе импортозамещения в строительной отрасли. А в России всерьез взялись за импортозамещение только после введения санкций, которые «вдруг» показали, перед какой пропастью мы стоим.

 

Нелегки первые шаги

Однако нельзя не сказать и о первых результатах усилий в области импортозамещения. Сегодня многие регионы принимают собственные программы импортозамещения в строительстве, создают структуры, занимающиеся данной проблемой.

Например, в Татарстане принята концепция импортозамещения на 2015 —2016 годы. По словам Ирека Файзуллина, министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, в Республике проанализировали состояние отрасли стройматериалов и стройиндустрии и решили освободиться от импорта не только из других стран мира, но и от зависимости от других субъектов Федерации (что, кстати, не порадовало поставщиков из других регионов). Так, в Татарстане не выпускали цемент, керамическую и клинкерную продукцию, керамогранит; в больших объемах ввозились кровельные материалы, сухие строительные смеси; в то же время по некоторым позициям сложилось явное перепроизводство. Было принято решение построить 12 новых производств, вложив в программу 2 млрд руб.

В Москве к решению этих задач подключили Объединенный научно-технический совет и планируют создать информационную площадку на базе Московского территориального строительного каталога.

В Петербурге по инициативе правительства города создали Центр импортозамещения и локализации, который обосновался на территории выставочного комплекса «Ленэкспо». Правда, в его планах больше говорится о других отраслях экономики, а не о строительстве.

Кстати, в различных правительственных и региональных программах почему-то в первое время мало говорилось о строительстве. И даже в планах Фонда развития промышленности, созданного в конце прошлого года как центр мониторинга, анализа и поддержки процессов импортозамещения, слово «строительство» практически не употреблялось. Но в июне нынешнего года эта несправедливость была исправлена, в Постановление Правительства РФ № 214 были внесены поправки, в итоге в перечень приоритетных отраслей включена промышленность стройматериалов. Рассчитывать на поддержку Фонда могут компании, внедряющие инновационные технологии, способствующие процессам импортозамещения. Сумма займа — от 50 до 500 млн руб. на 5 лет под 5 % годовых. В этом году на финансирование импортозамещающих технологий направляется 20 млн руб., что для России, конечно, капля в море, но уже в ближайшие годы власти обещают эти суммы резко увеличить.

Деятельность Фонда находится под контролем Минпромторга.

Подробности можно узнать на сайте Фонда http://frprf.ru/.

Таким образом, остается надеяться, что строительная отрасль России переживает инкубационный период в импортозамещении, что она находится накануне больших перемен, и по мере преодоления кризиса наш строительный комплекс будет во все большей мере обеспечиваться отечественной продукцией.

 

Надежда ЗИМИНА

 

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо