ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Минстрой России открыт для диалога с профессиональным сообществом и НОСТРОЙ
20.04.2023
Навстречу XXII Съезду строительных СРО

Минстрой России открыт для диалога с профессиональным сообществом и НОСТРОЙ

Национальное объединение строителей с момента создания, а особенно в последние годы плотно взаимодействует со «штабом отрасли» - Министреством строительства и ЖКХ Российской Федерации. Можно сказать, что за эти годы они стали надежными партнерами и единомышленниками, помогая строителям и расширяя возможности развития строительной отрасли.

В преддверии XXII Всероссийского съезда строительных СРО статс-секретарь – заместитель министра строительства и ЖКХ Светлана Иванова ответила на вопросы, посвященные текущему состоянию и перспективам развития системы саморегулирования в строительстве.

 

- Как вы оцениваете деятельность системы саморегулирования на современном этапе и роль Национального объединения строителей в развитии механизмов контроля доступа компаний на рынок и обеспечении безопасности и качества строительства?

- Согласно концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р, государство призвано создавать наиболее благоприятные условия для развития рыночной экономики как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и путем создания стимулов самоорганизации производителей работ, услуг в целях обеспечения более ответственного их поведения в отношениях с потребителями.

Саморегулирование в строительной отрасли введено с 2010 года, поступательно развивается и системно совершенствуется исходя из стоящих перед отраслью вызовов, в том числе с учетом предложений профессионального сообщества.

С момента создания системы саморегулирования в Российской Федерации министерством ведется системный мониторинг правоприменения и эффективности регулирования деятельности саморегулируемых организаций, по итогам которого вносятся необходимые изменения в законодательство.

 В системе саморегулирования в строительной отрасли в настоящее время работают два Национальных объединения саморегулируемых организаций -  НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Они являются крупнейшими объединениями подрядчиков, консолидируют их позицию по основным вопросам развития отрасли и вносят в Минстрой России предложения по их решению. Приоритетные направления деятельности Национальных объединений связаны с повышением безопасности и качества строительства. Необходимо отметить их активное участие в совершенствовании технического регулирования, подготовке кадров для строительной отрасли и переходе на цифровые технологии. Министерство тесно и конструктивно взаимодействует с НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Вместе с тем в целях объективной и всесторонней оценки эффективности саморегулирования в строительной отрасли, учета интересов потребителей работ, услуг и выработки согласованных предложений по дальнейшему развитию механизма допуска субъектов предпринимательской деятельности на строительный рынок министерством проводятся обсуждения проблемных вопросов не только с Национальными объединениями, но и с представителями других общественных организаций. Это и Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский Союз строителей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

- Какие проблемы, значимые для строительной отрасли, Минстрой России и Национальное объединение строителей смогли решить в последние годы?

- Приоритетной задачей, стоящей перед строительной отраслью, является постоянное повышение уровня качества подрядных работ.  Одним из основных механизмов обеспечения безопасности строительства стал введенный в 2017 году Национальный реестр специалистов. Он устанавливает квалификационные требования к лицам, ответственным за качество работ, их должностные обязанности, а также персональную ответственность за принимаемые решения, обеспечивающие безопасность строительства.

Его формирование и ведение поручено Национальным объединениям, которые справились с поставленной задачей в установленные сроки. Была проведена совместная широкая информационная кампания, Национальными объединениями своевременно был разработан программный продукт, увеличены мощности оборудования, привлечены дополнительные   трудовые ресурсы. Минстрой России методически поддерживал эту работу. Причем этот вопрос находился на личном контроле министра. Сейчас в составе национальных реестров специалистов более 447 тысяч квалифицированных специалистов, в том числе строителей порядка 260 тысяч, непосредственно отвечающих за качество работ.

В рамках антикризисных мер в 2020 году с учетом предложений НОСТРОЙ в связи с отсутствием возможности получения подрядчиками «дешевых» кредитов была разработана система предоставления займов членам саморегулируемых организаций из средств компенсационных фондов. Такие займы позволили подрядчикам сохранить штатную численность сотрудников, своевременно завершить строительство важных для экономики страны объектов. Мера стала очень востребованной. Поэтому в целях снижения негативного влияния на развитие строительной отрасли санкций недружественных государств срок предоставления займов продлен до 1 января 2024 года.

В 2022 году исходя из низкой информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций и стимулирования профессионального сообщества к самоконтролю были внесены изменения в законодательство, предусматривающие создание единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.  Такой информационный ресурс содержит сведения о членах всех саморегулируемых организаций и их обязательствах по договорам подряда и позволяет заказчикам в режиме реального времени осуществлять рациональный выбор потенциального подрядчика. Одновременно он упростил исполнение функции саморегулируемой организации по контролю за деятельностью своих членов и позволяет своевременно ограничивать право выполнять работы членов саморегулируемой организации, не соответствующих требованиям законодательства.

Именно Национальные объединения обеспечивают ведение единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, его функционирование. Ими была успешно решена поставленная задача, программное обеспечение было доработано с учетом потребностей заказчиков. В настоящее время каждое заинтересованное лицо может получить выписку из этого реестра в электронном виде.

- Какие приоритетные направления развития системы саморегулирования в строительстве и самой строительной отрасли вы могли бы назвать, и каким образом Минстрой России будет способствовать решению этих задач?

- Приоритетные направления развития системы саморегулирования определены Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Основной задачей в рамках развития системы саморегулирования согласно Стратегии является использование ее потенциала для создания системы эффективного отбора подрядчиков для допуска на строительный рынок, повышения качества работ и услуг, обеспечения безопасности строительства.

В этой связи в настоящее время Национальными объединениями при поддержке Минстроя России ведется поэтапное с апробированием на пилотных субъектах Российской Федерации введение добровольного механизма отбора подрядчиков через составление рейтинга и оценки их деловой репутации. В качестве критериев рейтингования деятельности подрядчиков предполагается учитывать опыт работы, включая сложность исполнения конкретного контракта, кадровый потенциал, использование технологий информационного моделирования, соотношение положительных и отрицательных заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также наличие производственных мощностей и финансовой устойчивости членов. Такое рейтингование позволит заказчикам выбирать потенциального подрядчика с учетом его надежности, компетенций и специализации.

Также в качестве одной из основных задач на ближайшие годы можно назвать развитие системы независимой оценки квалификации. Она позволяет определить реальную квалификацию работников, которые будут нести персональную ответственность за качество выполняемых работ и безопасность строительства. Также необходимо отметить мероприятия по формированию эффективного механизма соразмерной персональной ответственности таких работников. Причем министерством этот механизм уже разработан, а Национальным объединениям необходимо его реализовать.

В заключении хочу отметить, что Минстрой России всегда открыт для диалога с профессиональным и экспертным сообществом в лице НОСТРОЙ и готово к обсуждению и выработке единой позиции по вопросам формирования государственной политики в строительной отрасли.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо