ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Съезд лифтовиков констатировал не только достижения, но и провалы в отрасли
17.04.2023
Вертикальный транспорт

Съезд лифтовиков констатировал не только достижения, но и провалы в отрасли

В конце марта в ТГК «Измайлово» в Москве прошел XIII Всероссийский съезд работников лифтового комплекса, собравший более 150 делегатов, представителей 89 лифтовых организаций из 42 городов России.

С трибуны и по видео-конференц-связи перед участниками заседания выступили представители Государственной Думы, Минпромторга России, Ростехнадзора, Евразийской экономической комиссии, Фонда развития территорий, Ассоциации региональных операторов капремонта МКД, НП «Национальный жилищный конгресс» и многие другие.

Есть чем похвастаться

Традиционно тон выступлениям на Съезде задал Виктор Тишин, президент Национального Лифтового Союза. Оценивая нынешнее положение в лифтовой отрасли, он отметил одно из главнейших достижений лифтового сообщества за последнее время - это восстановление с 1 марта федерального государственного контроля и надзора за вертикальным транспортом. Напомним, что в 2021 году эта функция была упразднена Правительством, и НЛС в течение двух лет упорно призывал вернуть на лифты государственный контроль.

Позитивно восприняли лифтовики эксперимент, который начался в марте в Московской области. Как пояснил первый вице-президент НЛС, гендиректор АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров, в целях упорядочения проведения работ, необходимых при эксплуатации и ремонте лифтов, силами лифтовых экспертов разработан Регламент, в котором обозначены основные виды обязательных работ на лифтах в процессе их эксплуатации. Для внедрения данного Регламента в действие по стране было решено осуществить пилотный проект в семи городах на территории МО, который продлится до конца года. Также была разработана и рекомендована к использованию методика определения единого тарифа стоимости технического обслуживания и ремонта лифтов. Это позволит конкретизировать требования по выполнению Правил обслуживания лифтового оборудования, повысить безопасность эксплуатации лифтов и добиться прозрачного, экономически обоснованного тарифообразования работ на лифтах. В конце года, по словам Антона Велиховского, министра ЖКХ МО, при удачном итоге пилотного проекта, он будет распространен на всю территорию области, а затем и по всей стране.

Есть о чем погоревать

Самая большая проблема для лифтовой отрасли – это невозможность выдержать сроки приведения лифтов к требованиям Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», который требует замены всех лифтов, отработавших 25-летний срок, до 2025 года. Если в позапрошлом году еще теплилась надежда успеть с заменой, то сегодня очевидно, что придется опять идти на поклон к Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и просить об отсрочке до 2027, а лучше до 2030 года. Справедливости ради отметим, что собственно вины лифтового комплекса в недостатках замены лифтов нет. Причин отставания достаточно, а главная из них – отсутствие должного финансирования производства лифтов. Десяток основных лифтостроительных заводов, на которые приходится 95% выпуска подъемников, вместо возможных 60-70 тысяч лифтов выпускают от силы 40. Нет заказов, у потребителей нет средств. Если новостройки как-то еще выкручиваются, то региональные фонды капремонта, на которых лежит весь груз по оплате новых лифтов взамен изношенных, реально не имеют для этого финансов.

«К 2025 году нам нужно поменять около 100 тысяч лифтов, отслуживших свой срок, – рисует реальную картину Андрей Ульянов, руководитель департамента Фонда развития территорий. – Значит, ежегодно нужно менять по 50 тысяч лифтов, а мы еле-еле в 2021 году вышли на цифру 18, в прошлом упали до 14, а в этом и спрогнозировать невозможно. Цены на стоимость самих лифтов и работ по их замене растут, а доходы регоператоров капремонта не увеличиваются. В 2021 году в среднем по России замена лифта вместе с оборудованием и работами по монтажу стоила 2,4 млн руб., в 2022 году – 2,9 млн руб., то в планах на этот год регионы заложили в среднем по 3,5 млн руб. При нынешних темпах инфляции и удорожании оборудования никакое повышение взносов собственников не поможет. Потому что дорожают не только лифты, но и остальные виды работ капитального ремонта, которые тоже надо делать. Сейчас в реальности у регионов около 50 миллиардов рублей заложено на замену лифтов, но этого хватит только на 14000 лифтов вместо нужных 50000».

Лифтов не хватает, а заводы стоят

В настоящее время на рынке работают более 20 производителей лифтовой продукции, из них 5 крупных предприятий, составляющих порядка 50% российского производства лифтов, и более 15 средних и малых.

Мощности российских заводов позволяют выпускать порядка 60 тысяч лифтов в год и могут полностью обеспечить потребность российского рынка в лифтах со скоростью до 2,5 м в секунду. А вот что касается более скоростных и высотных подъемников, то здесь российская промышленность отстала на много лет. Реально до 4 м/с может разогнать свои лифты завод «Витчел» из Челябинска. Что-то конструирует в этом направлении белорусский «Могилевлифтмаш». Но эти два завода не в состоянии покрыть потребности строителей, которые из-за ограничений ввоза и поставки скоростных подъемников вынуждены замораживать, а то и вовсе отказываться от объектов бизнес и премиум-класса.

Но что говорить о скоростных лифтах, если обычные-то никто не покупает из-за отсутствия средств!  Смешно и грустно, когда слышишь с трибуны Съезда, что: «…за период с 2015 по 2022 год лифтостроительную отрасль поддержали на сумму более 330 миллионов рублей». Интересно, хватило этих денег на выпуск хотя бы пару сотен лифтов или нет? Вряд ли, но Правительство в лице Минфина не спешит раскошеливаться.

«Ни одного заседания Комитета, ни одной встречи с министром, вице-премьером не проходят, на которых бы не поднимались финансовые вопросы по лифтам, – доложила Съезду Светлана Разворотнева, депутат Госдумы, член Комитета по строительству и ЖКХ. – Несмотря на наши просьбы, предложения Минпромторга, Минстроя о выделении средств, ничего позитивного не произошло. На этот год Минфин денег не дал. Вот сейчас готовимся к встрече с Председателем Правительства и будем вновь говорить состоянии лифтовой отрасли, о необходимости поддержать отечественных производителей, поддержать тех, кто лифты монтируют, поддержать собственников многоквартирных домов, у которых просто нет денег на замену лифтов».

Кроме финансовых затруднений, лифтостроение и эксплуатация вместе с ремонтом подъемников получили еще одно довольно суровое препятствие – отсутствие важных комплектующих лифтового оборудования, которые не выпускаются российской промышленностью. А это серьезный список, в который входят безредукторные лебедки, частотные преобразователи, электроника, микропроцессоры и много чего еще. По поводу первого продукта – лебедок что-то начало проясняться. Компания «Европейские подъемные машины» освоила выпуск безредукторных лебедок, но готова их поставлять в малом количестве, опять же по банальной причине отсутствия денег. А вот по другим наименованиям импортных запчастей весьма и весьма тяжелое положение. Поставки этих комплектующих посредством параллельного импорта немного выручают, но при таком варианте происходит удорожание продукта в 2-3 раза, а в некоторых случаях и больше. И этот довольно сложный вопрос однозначно не решиться без вложения финансов.

Правда, как реально сэкономить в таких случаях подсказал Георгий Игнатьев, советник начальника отдела промышленной политики Евразийской экономической комиссии. Он предложил обратить внимание на страны – члены Таможенного союза: Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, где в последнее время создаются новые заводы по производству лифтового оборудования, с которыми можно скооперировать свои возможности и наладить хотя бы некоторые позиции дефицитных запчастей. По словам представителя ЕЭК, потенциальный выход из ситуации есть, но как он может реализовываться, как все это сделать – тема отдельного предметного разговора. Главное, что ЕЭК готова оказать содействие к налаживанию операционных связей с нашими партнерами, к сотрудничеству не только с традиционной Беларусью, а с той же Кыргызской Республикой, с Казахстаном, возможно, с Арменией.

Завершился Съезд принятием Резолюции, в которой отразилось реальное состояние российского лифтостроения, иных важных вопросов и проблем лифтового сообщества. Уже по окончании пленарного заседания в кулуарах пришлось услышать довольно пессимистические отклики и оценку деятельности тех чиновных мужей, которые по статусу и рангу должны содействовать устойчивому развитию важнейшей социальной отрасли – вертикальному транспорту.

Константин Голин

Этот материал опубликован в апрельском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_04_2023_pc.pdf 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо