ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
В регионах пора создавать местных единых госзаказчиков
25.12.2022

В регионах пора создавать местных единых госзаказчиков

ППК «Единый заказчик в сфере строительства» существует уже больше года, за это время сдан ряд объектов, и регионы, и ведомства выступают за создание региональных служб. Однако, как обычно, без проблем не обошлось.

В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Создание в субъектах Российской Федерации единых заказчиков в сфере строительства: лучшие практики и проблемные вопросы». Провел мероприятие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьмин. А участие в нем приняли представители Комитетов Совета Федерации, Счетной палаты, ППК «Единый заказчик в сфере строительства», Главгосэкспертизы, «РосСтройКонтроля», органов государственной власти и эксперты.

Ни для кого не секрет, что сегодня в субъектах порядок организации строительства или реконструкции социально значимых региональных и муниципальных объектов существенно отличается, как при проведении конкурентных процедур, так и осуществлении закупок и заключении контрактов. В результате различные варианты и подходы не позволяют сбалансировать соответствующие региональные и муниципальные программы с национальными проектами. Поэтому, по мнению Дмитрия Кузьмина, назрел вопрос о создании региональных служб единых заказчиков по аналогии с действующим госзаказчиком – публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства».

Благодаря его появлению 1 февраля 2021 г. сформировалась единая среда для реализации крупных государственных проектов, а Единому заказчику передан полный контроль за строительством и реконструкцией федеральных объектов гражданского направления. Как отметил сенатор, по итогам первого года работы Единый заказчик показал хороший результат – завершено строительство 11 социально-значимых объектов, в их числе объекты культуры, спорта и здравоохранения. А значит, теперь он может стать площадкой по взаимодействию с регионами и муниципалитетами по обмену уже накопленным опытом, а это поможет им создать и наладить успешную деятельность региональных служб единых заказчиков.

Как рассказал генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства» Карен Оганесян, сегодня в ведении компании находится 162 объекта. Из них 20 – это объекты-долгострои, причем некоторые из них были заложены еще в Советском Союзе – в 1986 г., но не были реализованы, и в момент перестройки ими никто не занимался.

Так, до конца года будут сданы 15 социально-значимых объектов государственного масштаба. Среди них – новый корпус Третьяковской галереи в Москве, консерватория Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а также несколько детских реабилитационных центров. И благодаря тому, что работы в рамках госзаказа находятся в одних руках, в итоге качество выполнения заметно выросло, а сроки не срываются. Как подчеркнул Дмитрий Кузьмин, теперь в одних руках сосредоточена мощная команда профессионалов, которая и завершает все ранее начатые проекты.

Один из ключевых объектов, который находится на особом контроле Совета Федерации, – детский реабилитационный центр в Евпатории, открытие которого запланировано на 2024 г.

Двумя руками «за»

О том, что необходимо создавать региональные службы единого заказчика, высказался генеральный директор «Федерального центра строительного контроля» («РосСтройКонтроль») Владимир Щербинин. По его словам, сегодня в стране нет ни одной подобной службы, хотя этот вопрос уже многократно поднимался последние несколько лет на разных уровнях, а регионам были даны соответствующие рекомендации. В результате «РосСтройКонтроль» сталкивался с самыми разными заказчиками, порой даже абсурдными. Например, в Адыгее главный врач больницы осуществлял функцию техзаказчика, при этом не обладая компетенцией строителя. Да и в целом в структуре этой больницы не было ни одного строителя. И таких примеров, к сожалению, очень много.

В свою очередь Президент Союза сельских строителей России Сергей Мытарев заявил, что единая служба заказчика-застройщика нужна и на сельских территориях. В этом случае она взяла бы на себя весь функционал – от планирования инвестиционной деятельности до ее реализации. И соответствующее соглашение союз уже подписал с пятью регионами.

Так, по мнению начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игоря Манылова, централизация заказчиков позволит достичь концентрации компетентных компаний, поможет комплексно управлять бюджетными средствами и сэкономит на административно-хозяйственных издержках и административных процедурах. Это связано с тем, что уже не нужно будет многократно тиражировать управление капитальным строительством в различных сферах на федеральном и региональном уровнях.

Единый заказчик имеет возможность планировать стройку, прорабатывать альтернативные варианты и использовать укрупненные нормативы цены строительства до начала затрат на проектирование. Он обладает большой базой данных, необходимых для эффективного управления жизненным циклом объектов капитального строительства. И это наглядно можно увидеть в деятельности органов строительной экспертизы. Так, объем стоимости инвестиционных строительных проектов по 10 мес. составляет десятки трлн руб., а экономия за счет того, что на стадии экспертизы выявлены ошибки, связанные, как правило, с неправильным планированием либо с некомпетентной работой инженеров, которые проектировали объект, составляет сотни млрд руб. Как заметил Игорь Манылов, это не потерянные деньги, но они отстали от своей цели, и потом приходится их перераспределять по специальным процедурам.

Он подчеркнул, что на счету Главгосэкспертизы уже более сотни проектов, по которым идет работа вместе с командой Единого заказчика. И практически весь пакет инвестиционных проектов, которые ППК получила, - это объекты со своей «судьбой», в том числе долгострои. И необходимо было вместе провести санацию всех строящихся объектов, определить меры по завершению стройки, корректировать проектно-сметную документацию. А усиление Единого заказчика поможет в ситуации, когда только при подготовке выдачи разрешения на строительство выясняется, что на ранних стадиях планирования были недостаточно проработаны альтернативные варианты. Иным словами, если оно осуществлялось без реального понимания основных технических решений и предстоящих расходов на стройку.

О том, что вопрос о создании единого заказчика на уровне регионов – это одна из приоритетных задач профессионального сообщества, заявил советник президента НОСТРОЙ Сергей Захарьин. Так, по его мнению, их появление позволит повысить эффективность капитальных вложений, т.к. сократятся сроки возведения объектов капитального строительства, в том числе за счет сроков проведения конкурентных процедур. Для этого необходимо ввести систему рейтингования строительных компаний, благодаря которой государственные программы будут реализованы эффективнее. А при заключении госконтракта заказчик будет уверен в выбранном подрядчике и сможет четче и увереннее планировать заключение дальнейших контрактов.

Снова не хватает кадров. И не только

Однако без проблем не обойтись. Как рассказал Дмитрий Кузьмин, при подготовке к заседанию был проведен опрос регионов. И субъекты рассказали о существующих проблемах, главная из которых – недостаток квалифицированных кадров: проектировщиков, сметчиков, специалистов в сфере информационного моделирования, строительного контроля.

Как подчеркнул сенатор, у каждого регионального заказчика в штате обязательно должен быть квалифицированный строитель и сметчик для проверки проектной документации. Это не обсуждается. Ведь в большинстве госконтрактов на стадии исполнения выявляются недостатки проектной документации, которые либо значительно увеличивают сроки выполнения работ, либо приводят к росту цены контракта. И в текущей экономической ситуации регионы сталкиваются с необходимостью корректировки сметной стоимости строительства в связи с удорожанием строительных материалов и необходимостью их импортозамещения. Все это затягивает темпы строительства школ, садов, поликлиник и других значимых объектов, и это нужно исправлять.

На помощь в подготовке квалифицированных кадров на базе МГСУ готов прийти НОСТРОЙ. По мнению Сергея Захарьина, отрасль нуждается в новом подходе к обучению специалистов всех региональных органов исполнительной власти, где ведется строительство, а у Нацобъединения такой опыт есть. Так, в 2021 г. НОСТРОЙ совместно с НИУ МГСУ запустил образовательный проект «Школа заказчика объектов капитального строительства» для повышения квалификации сотрудников служб государственных и муниципальных заказчиков.

Кроме кадрового вопроса, как заметил Карен Оганесян, заказчики сталкиваются и с такими проблемами, как несбалансированность государственных программ, низкий уровень цифровизации, отсутствие унифицированных подходов и санкционное давление. Для их решения он предложил создать блок, который будет заниматься разработкой типовых документов, а также исключить изменения первоначально установленных темпов, чтобы не создавать проблем с реализацией объектов.

Сегодня, напомнил Владимир Щербинин, региональные заказчики – это, как правило, казенные учреждения, которые содержатся за счет средств регионального бюджета. И отсюда вытекают все возможные  последствия. Поэтому кадровая проблема – главная из них: невозможно привлечь на не большие зарплаты высококвалифицированных и опытных специалистов. В таком случае необходимо изменить форму юридического лица, чтобы поменять порядок финансирования этих учреждений. Кроме того, нормативная база нуждается в регулировке, тогда она позволит единым поставщикам привлекать услуги технических заказчиков в регионе. Сейчас же у региона нет полномочий для определения у себя единого поставщика такой услуги.

Также необходимо обратить внимание на проблему выделения под проектирование и строительство земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также на последующую передачу в эксплуатацию построенного объекта в тот муниципалитет, в котором он будет построен.

Ложка дёгтя 

В то же время деятельностью Единого заказчика не довольна Счетная палата РФ. Так, по данным аудитора ведомства Натальи Труновой, у ППК «Единый заказчик в сфере строительства» в 2022 г. наблюдаются низкие темпы ввода объектов в эксплуатацию. И всего пока сдано лишь 11% объектов.

В частности, из 26 объектов, подлежащих вводу в 2021 г., введено только 6. И в 2022 г. темп строительства и ввод в эксплуатацию объектов остаются пока достаточно низкими. Не секрет, что основной ввод объектов приходится на декабрь, но пока введено всего 4 объекта из запланированных на 2022 г.

Так, согласно проекту плана на 2023-2025 гг., 25 объектов или 29% от общего количества запланированных, которые должны ввести в эксплуатацию, не имеют утвержденную проектную документацию с положительным заключением госэкспертизы. Из них по 17 объектам проектная документация отсутствовала и в предыдущем бюджетном цикле.

Кроме того, Счетная палата рекомендовала в 2021 г. утвердить порядок взаимодействия с министерствами, которые выполняют функцию отраслевых заказчиков. Но порядок не приняли, из-за чего при корректировке проектной документации заказчики периодически не принимают объекты, и появляются долгострои.

Кроме того, Наталья Трунова предложила передавать Единому заказчику крупные объекты вне зависимости от того, за кем они закреплены. Это поможет побороть проблему недостроев и проблемных объектов в регионах, которые не обладают необходимым кадровым потенциалом.

Как подчеркнул в завершении мероприятия Дмитрий Кузьмин, важно подготовить необходимую нормативную базу по урегулированию деятельности региональных служб единых заказчиков, определить формы их деятельности и источники финансирования. Именно тогда компания Единого заказчика станет площадкой по взаимодействию с регионами и муниципалитетами по обмену уже накопленным опытом. Поэтому нужно понять, какие шаги еще необходимо предпринять. 

Эвелина Ларсон

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2022_god_12_2022_pc.pdf

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо