ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Точные пространственные данные из «Геопортала» - залог верных управленческих решений
20.11.2022
Цифровое строительство

Точные пространственные данные из «Геопортала» - залог верных управленческих решений

В России создается национальная система пространственных данных, формируется ГИСОГД РФ, региональные информационные системы – но для успешной работы все они должны базироваться на актуальных и выверенных геопространственных данных. Компания «АЛАНС» уже несколько лет предоставляет заказчикам не просто цифровые данные – а комплексное портальное решение, в котором сформированы десятки слоев актуальной информации о территориях и объектах.

О том, как работает «Геопортал», о его возможностях и эффекте от применения мы беседуем с Председателем совета директоров Группы Компаний «АЛАНС», «Кадастрсъемка», «НИПИИ ВОСТОК», «Земля и Право» Игорем Кошечкиным:

- Игорь Семенович, Ваша группа компаний хорошо известна на рынке как поставщик качественных данных инженерных изысканий и аэросъемки. Однако в последние годы вы активно занимаетесь цифровой платформой «Геопортал», основанной на полученных вами же геопространственных данных. Чем вызвана такая трансформация компании и переход на цифровые технологии?

- Наша группа компания известна  на рынке более 20 лет, и за этот период мы работали на многих  инфраструктурных проектах, таких как газопроводы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и «Сила Сибири», на других проектах, связанных с нефтегазовым комплексом и обустройством месторождений, на проектах, связанных с городским хозяйством и созданием геодезической и картографической  основы для градостроительства и строительства промышленных предприятий. И сегодня с учетом нашего опыта мы видим ряд системных проблем в нефтегазовом, энергетическом, городском строительстве, которые заключаются в том, что зачастую документация и информация о состоянии местности, о рельефе, о характеристиках грунтов, водотоков и прочих показателей, связанных с инженерными изысканиями, имеет разрозненный несистемный характер. А это влияет на все дальнейшие процессы строительства. Поэтому мы создали собственную многослойную информационную систему для заказчиков, которая аккумулировала бы в себе все необходимые данные о состоянии местности, о грунтах, о рельефе,  об общераспространённых полезных ископаемых, о подземной инженерной инфраструктуре, о наземных объектах, дорогах и так далее.

Работа с такой системой дает очень интересные результаты. Например, для крупной нефтяной компании мы выполняли аэрофотосъемку со своего самолета с использованием лазерных сканеров, готовили топографические планы, и когда перешли к формированию цельной картины, увидели, что при создании картографической основы возникает проблема с геодезическими данными, с привязкой к местности, с точным позиционированием и так далее. Если же использовать нашу информационную систему  с качественными данными, можно избежать огромного количества ошибок при проектировании, строительстве и эксплуатации как линейных, так и городских объектов. 

Мы, понимая весь этот комплекс проблем и осознав, что идет масштабная цифровизация, создание цифровых двойников городов, месторождений и  инфраструктуры, предлагаем нашим заказчикам работать именно на основе широкомасштабной информационной системы, которую мы готовы для них создать и наполнить информацией. Тем более, что для этого у нас все есть: коллектив 300 человек - это специалисты по инженерным, геологическим, экологическим изысканиям, свой самолет и беспилотные системы, мощные высокоточные сканеры. То есть, мы предлагаем информационную систему, построенную на едином координатном и картографическом пространстве, заполненную качественными геодезическими и геологическими данными.

- А насколько такая информация действительно критически необходима городским властям, нефтегазовым или строительным компаниям?

- У нас на сей счет есть очень хороший пример из области нефтегазового строительства: когда мы на основе лазерной съемки связали между собой два лицензионных участка, выяснилось, что дороги у заказчика не стыкуются, а линейные объекты между собой стыковались со ступенькой от 20 сантиметров до полутора метров.

Также мы сталкивались с территориями, которые по рельефу не подходили или имели сложности для заявленных объектов. Например, для горнолыжного курорта проектировщики не могли проложить спуски из-за недостатка точной информации по рельефу горы, а мы, отсканировав склоны и построив им высокоточную модель рельефа, помогли найти оптимальную трассу с заданными характеристиками спусков. А это экономия и времени и весьма больших денег.

Про городское хозяйство и говорить не приходится. Простейший момент: в любом городе есть сети, которые проходят не там, где думают городские власти и компании. Выявление городской инженерной сети и наложение ее на строительство будущих объектов или работ по благоустройству позволяет избежать вечной проблемы: сегодня городские власти обустроили парк, площадку или прогулочную зону, а завтра под ней разорвалась канализация или отопление, и все перекопали. И работа, и деньги – на ветер.

Причем такие проблемы есть повсеместно – а источник этих проблем лежит в бумажной документации различных ведомств,  в разобщенности городских служб, архитектурных управлений и эксплуатирующих организаций. Наша информационная система устраняет этот недостаток в оперативном управлении и убирает конфликтные ситуации между службами, когда они одновременно принимают совершенно противоположные решения и не знают об этом. Поэтому управлять городом и хозяйством, применяя самые современные цифровые технологии, - это требование сегодняшнего дня.

Кроме того, формирование такой системы в рамках города или предприятия позволяет выявить много неучтенных объектов, несоответствие реальной застройки красным линиям и так далее. В «цифре» гораздо проще оценить возможность  сноса аварийного жилья и комплексного строительства на этом месте нового микрорайона с полным учетом всех сетей, дорог, рельефа, потребностей в социальной инфраструктуре и т.д. Когда чиновник видит эти территории только на бумаге, он не получает объективной картины и может принять неверное решение, которое затормозит строительство объектов и реализацию федеральных или городских программ.

- То есть, «Геопортал» помогает оптимизировать управленческие решения?

- Да, помогает за счет своей многослойности и информационной насыщенности. «Геопортал» позволяет видеть и  анализировать информационные слои  о функционале и ограничениях на данной территории, об особых зонах застройки, обо всех сетях, объектах и так далее. В итоге это позволяет создать реальную картину на каждом необходимом участке и в целом городе. И подключиться к этому порталу может любой верифицированный пользователь, он может получить сразу всю информацию по конкретной территории, а не сравнивать для этого несколько сложных схем и документов – просто включить необходимые слои.

Ну и самое важное для пользователя: мы сами создадим эти информационные слои,  наполним их информацией,  правильно ее упорядочим, выясним все, что нужно заказчику, и скорректируем портал в соответствии с его требованиями. В итоге мы поможем создать цифровой двойник города или объекта. Анализ рынка и наш опыт работы показывает, что «Геопортал» обладает существенно бОльшим ресурсом по сравнению с аналогичными цифровыми продуктами.

- Конечно, главными, кто заинтересован в такой информационной системе, должны быть городские или региональные власти. Но каков главный аргумент установки «Геопортала»? Экономия бюджетных средств?

-  Безусловно, это экономия денег, это быстрое принятие правильных решений, а значит и более быстрый старт новых проектов. Кроме того, имея объективные данные о местности, можно избежать очень серьезных ошибок при строительстве новых объектов. Например, в одном из городов Иркутской области новую школу собирались построить в самом низком месте рельефа, куда стекается вся дождевая вода с округи, а за хребтом на 150 метров выше еще и находится  водохранилище. Если строить здесь школу, потребуется очень дорогой нулевой цикл со всеми системами водоотведения, мощная ливневая канализация и т.п. Мы благодаря лазерной съемке показали, что это решение было неправильным и даже нашли рядом место, где эту школу можно построить гораздо проще и дешевле. То есть, это серьезнейшая экономия средств при размещении объекта – эксперты в этом случае оценили экономию в зависимости от работ минимум от 80 до 120 млн рублей. А для промышленных объектов очень важно, чтобы на  их территории не шли какие-то опасные геологические процессы, оползни, карсты, просадки грунта.

Поэтому создание точных данных на основе геодезической и геологической информации, занесенных в эту информационную систему, позволит принять наиболее правильные и безопасные решения по строительству объектов. А любая служба, которая принимает решение о проектировании, запуске строительства или об освоении площадки, должна рассматривать все факторы в комплексе, причем оперативно и постоянно. Причем информация должна идти не только к руководителю, но и к специалистам разных служб и уровней, которые несут ответственность за отдельные участки – они могут также одномоментно на основе этой системы принимать правильные оперативные согласованные решения. Это дает серьезный экономический и управленческий эффект.

- Могут ли данные из «Геопортала» быть полезны при формировании ГИСОГД региона и России в целом?

- Уверен, что да. Мы создаем единую геодезическую и картографическую основу города или региона, причем в нескольких вариантах и масштабах. Отсюда можно взять информацию, необходимую и для ГИСОГД, причем выверенную и актуальную, а не ту, которая лежит в бумагах на полке. Формирование градостроительной документации должно идти в цифровом виде, и наша информационная система со всей ее многослойностью и является основой для ГИСОГД, которая добавит в нее правила землепользования и застройки, разрешительную документацию и другие документы. А с такой информацией уже можно работать и принимать правильные управленческие и градостроительные решения.

Лариса Поршнева

Рекламный материал. Рекламодатель ООО «АЛАНС» https://ooo-alans.ru/

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2022_god_11_2022_pc.pdf

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо