ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
От «цифрового документа» до «захвата времени» - и все это о BIM
25.06.2022
Цифровое строительство

От «цифрового документа» до «захвата времени» - и все это о BIM

Через год информационная модель дойдет до стройки – а там ее не ждут!

Отсутствие кадров, нежелание тратить средства, привычка пользоваться старыми инструментами и подходами – в этих условиях должен появиться BIM в строительстве.

В конце мая в Бизнес-инкубаторе Воронежского государственного технического университета в шестой раз прошел Международный форум «BIM. Проектирование. Строительство. Эксплуатация. Технологическое предпринимательство»-2022. В работе форума, который проходил в гибридном формате, приняли участие более 550 человек: представители 30 ВУЗов и СУЗов, 70 организаций из 3 стран и 27 городов мира очно и онлайн обсуждали актуальные проблемы внедрения BIM-технологий в строительной отрасли.

Фактически, Воронежский форум открыл череду весенних мероприятий, посвященных BIM (а их прошел не один десяток за два месяца). Однако, поскольку и люди, и темы на этих мероприятиях кочуют с площадки на площадку, есть смысл посмотреть, с чего эти обсуждения стартовали.

Открывая форум и. о. ректора ВГТУ Дмитрий Проскурин отметил, что сама жизнь подтвердила востребованность и интерес к данному мероприятию, ведь тема технологий информационного моделирования активно развивается и внедряется в отрасли. При этом особо остро стоит вопрос подготовки кадров для цифровой экономики. И вузу явно не хватает компетенций в освоении современных технологий проектирования. Поэтому необходимо расширять возможности вуза, но проблема в том, что как только обучающийся станет реальным проектировщиком, то он тут же уйдет в проектную организацию, а вуз останется без опытного «проводника» знаний.

Кадровый голод достиг своего апогея, и дальше двигаться без квалифицированных специалистов будет практически невозможно. В частности, в Воронежской области необходимых ТИМ-кадров почти нет, но при этом работодатели могут потратить деньги на подготовку, а кадры не получить. С началом кризиса уже появился новый термин «релокация» - когда специалисты, продолжая жить дома, работают уже на организацию другого региона или другой страны. Конечно, ведь появляются такие предложения, от которых трудно отказаться, а значит, мотивация работать на регион в этом случае должна быть выше заработной платы.

Так, по мнению председателя Союза строителей Воронежской области Владимира Астанина, решение всего комплекса проблем, связанных с цифровизацией строительной отрасли, возможно только на основе сотрудничества образовательных организаций, представителей властных структур и бизнес-сообщества.

Конечно, применение BIM в разных отраслях идет по-разному, да и сам BIM везде разный. Но переходить на него нужно не сегментарно, а переводить всю систему управления предприятием, проектирования, контроля за качеством, экспертизу и т. д. И эта тема до сих пор остается неподъемной. Ведь чтобы переходить на «цифру», нужно тратить деньги, а это делать сегодня хотят далеко не все, да и не у всех эти деньги есть. И это - основной тормоз перехода на BIM.

И, как подчеркнул вице-президент, член совета НОПРИЗ Азарий Лапидус, актуальность озвученных проблем возрастает с каждым годом. Но без их решения предприятия и организации, связанные с проектированием, изысканиями, строительством, эксплуатацией и ремонтом, не смогут развиваться и адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям.

 

ТИМ – на всем жизненном цикле ТИМ

В то же время крупные компании и холдинги, не дожидаясь никаких директив, уже давно внедряют у себя технологии информационного моделирования. Причем ТИМ должен присутствовать на всем жизненном цикле объекта – тогда это и смысл имеет, и эффективность. А строительные компании, наконец, увидят желанную экономию средств.

К системному внедрению ТИМ не только на этапах проектирования и строительства, но и при эксплуатации и ремонте зданий и сооружений призывает и руководитель Департамента строительной политики Воронежской области Артур Кулешов.

Он напомнил, что все проектно-изыскательские работы с 1 января 2022 г. должны проводиться исключительно в рамках создания BIM-модели. А Минстрой России уже подготовил изменения в постановление №331, чтобы распространить его действие и на жилые объекты.

При этом постановлением Правительства №1431 были утверждены правила формирования и ведения информационных моделей. И, по его словам, удорожание в 30% – это не критичная цифра. В среднем стоимость проектирования, изыскательских работ до получения экспертизы составляла 15 млн руб., а сейчас 20-22 млн руб. Безусловно, с точки зрения бюджета – это нагрузка. Но, получив качественную информационную модель, на этапе строительства появится возможность получить значительный эффект – например, не нужно будет вносить корректировки в проектную документацию и терять время.

Так, в адресную программу Воронежской области уже внесены строительство и реконструкция объектов капитального строительства. В 2022 и 2023 гг. планируется  провести конкурсные процедуры и заключить 85 государственных и муниципальных контрактов на  проектирование в ТИМ. Сегодня реализуются государственные контракты на проектирование радиотерапевтического корпуса для воронежского онкологического диспансера, в декабре планируется получить положительное заключение от экспертизы. А значит, в феврале будут объявлены конкурсные процедуры на строительство. Но до сих пор непонятно, есть ли в регионе строители, готовые работать по проекту в форме информационной модели.

Сегодня так и не удалось переломить нежелание строителей включаться в работу, и это одна из самых острых проблем. Главный мотив строителей – они не видят смысла переходить на «новые рельсы», им и так хорошо, плюс ко всему это дополнительные затраты, которые они не хотят нести. При этом если строитель не знает, зачем ему нужна информационная модель, то с уверенностью на 99% можно сказать, что эта модель ему в дальнейшем не понадобится.

Конечно, информационная модель информационной модели – рознь. В них могут быть разные данные, они могут быть разной степени детализации. Но в целом информационное моделирование – это инструмент экономии, это путь к сокращению сроков и затрат. И если во время проекта вносятся изменения в документацию, которые влияют на сроки строительства, за которые может измениться, в том числе и цена контракта, – то это и есть та экономия, на которую нацелен ТИМ.

 

Какой национальности должно быть ПО?

Конечно, никто три месяца назад не ожидал, что могут возникнуть проблемы с привычным программным обеспечением, с которым работает большое количество BIM-специалистов. И сейчас встал вопрос: что делать дальше – можно ли работать по-прежнему, или нужно свое ПО. И хотя на данный момент никто не почувствовал, что эта проблема отразилась на объекте, все же жизнь диктует уходить от импортного и иметь свое. А, по словам президента НОТИМ Михаила Викторова, сегодня самое сложное – не внедрить российское ПО, а поменять идеологию стройки.

Весь 2021 г. шли дискуссии, что такое BIM и ТИМ. Сейчас они идут о принципах работы, а ключевые эксперты отмечают, что западный подход имеет более объектный принцип, в то время как российский привязан к процессам и этапам работы. При этом в регионах возникло много вопросов – с чего начинать, сколько это стоит, какие программы применять и где взять типовые рекомендации? Поэтому НОТИМ принял решение о создании Центра компетенций «ТИМ содействие», цель которого –  поддержка проектных и строительных организаций на этапах внедрения ТИМ. Можно обратиться за консультацией, помощью при работе с проектом, проработкой трехмерной модели и т.д. Работа со стороны НОТИМ проводится бесплатно и уже набирает обороты.

Как заметил Михаил Викторов, сейчас иллюзии на мир без границ и то, что каждая страна будет занимать свою нишу, разрушились. Превалирует принцип экономической, психологической самодостаточности и информационной безопасности в каждой стране. Как бы ни было удобно пользоваться чужыми наработками, но развивать и поддерживать нужно своих производителей и разработчиков.  Применение новых технологий должно приводить к улучшению экономики компаний. И BIM – это улучшение и изменение существующих процессов, а значит должно быть и отечественное ПО, и законодательные условия, которые позволят участникам его использовать.

 

«Цифра» во всем

Конечно, большая часть проектов, которые строятся в России, – коммерческие. И реализующие их компании интересует, какие технологии актуальны, какие внедрены и что нужно использовать, чтобы BIM в их проектах давал необходимый эффект. О развитии цифровых технологий в строительной отрасли в современных условиях рассказал эксперт технического комитета Минстроя России по стандартизации ТК-505 «Информационное моделирование» Петр Манин.

В частности, сегодня независимо от того, какие программы применяются, многие девелоперы пришли к составлению отчетов для руководства с использованием мобильных устройств. И это позволяет получать им данные о BIM-модели в режиме реального времени.

Кроме того, технологическое развитие диктует тренды получения информации из съемки и фиксации чего угодно и где угодно – с помощью видео камер, дронов, датчиков и т.д. В результате сегодня в любой момент можно вывести на экран необходимое место в конкретное время и оценить его состояние. Пока эта функция мало развита, но в Москве и Санкт-Петербурге крупные девелоперы уже используют технологии «захвата времени».

Другая идея не новая, но, наконец, получила свое развитие – если есть информационная модель, адаптированная для задач на стройке, почему бы с ее помощью не фиксировать ошибки и замечания, которые там появляются? И пока коллизии не будут исправлены, работа не принимается. Также с помощью модели можно регулировать и контролировать непосредственное выполнение регулярных работ, например, ежедневные или еженедельные. Но и таких примеров пока крайне мало.

Другие направления касаются использования технологий 4D и 5D на стройке, а также работа без бумаги. В России пока строители не ходят по строке с планшетами. И хотя технологический процесс уже готов, бумажная документация до сих пор остается главной, да и готовые проекты сдаются в бумажном виде.

Подводя итог, можно уверенно сказать, что если у всех участников проекта не будет единого понимания своих функций и задач, то не будет и единой информационной модели. Если не будет электронного места хранения BIM-модели, доступного всем участникам процесса, то не будет единого представления, что происходит сейчас в проекте.

Заказчик как главный выгодоприобретатель проекта, должен в реальном времени иметь возможность получать информацию,  что происходит с проектом. То есть, пока заказчик не создаст одинаковые цифровые условия для всех, ТИМ работать не будет.

 

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо