ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
В чем слабые и сильные стороны применения BIM-технологий?
12.07.2015
Архитектура

В чем слабые и сильные стороны применения BIM-технологий?

Бездумное применение BIM способно уничтожить архитектурное проектирование

Первые публичные упоминания о методологии информационного моделирования зданий (BIM) в российском медиа-пространстве относятся к 2008 году. А до этого на уровне специалистов разговоры шли уже года три.

В 2010 году на конференции Института ускорения строительства в Москве этой теме уже была посвящена отдельная секция. Дальше - больше. Уже в 2012 году в Татарстане прошел научно-технический совет в министерстве строительства,   архитектуры и ЖКХ, на котором методология BIM была рекомендована для применения на стройках Татарстана. В том же году было дано поручение президента Республики Татарстан министерству строительства Татарстана о разработке целевой программы модернизации строительной отрасли. К тому моменту местная региональная целевая программа по освоению методов "Бережливого производства" уже доказала свою эффективность. 

Затем в марте 2014 года под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание по вопросам инновационного развития строительной отрасли России, на котором отдельным пунктом было выделено освоение методологии информационного моделирования. В том же году формально программа по BIM была уже принята в Республике Беларусь. В рамках поручений премьер-министра в декабре прошлого года Минстрой России принял план внедрения BIM, и в апреле этого года прошел отбор пилотных проектов на основе BIM для анализа и мониторинга со стороны федеральных органов власти.

История вопроса

Разработка самого подхода BIM имела довольно длинную латентную фазу, но широкую известность в мире подход приобрел примерно в 2007 году, в том числе, и благодаря рекомендациям Leanconstructioninstitute, использующего BIM для управления строительством в качестве одного из составляющих элементов на инженерно-сложных объектах. Параллельно LCI был проведен анализ, подтверждающий, что инженерная сложность строящихся объектов сильно растет и имеет дальнейшую тенденцию к росту в будущем. При этом скорость строительства растет и тоже имеет тенденцию к ускорению в будущем. Лондон получил право проведения летних Олимпийских игр 2012 года, и это был отличный импульс для развития практики.

BIM представляет собой продукт повсеместного перехода к цифровой эре, и в этом смысле это такой же логичный шаг в развитии, как переход от счетов и арифмометров к калькулятору и от аналоговых фотоаппаратов к цифровым. Применительно к строительной отрасли BIM предлагает сразу несколько очевидных преимуществ перед тем, как организованы процессы взаимодействия участников строительного процесса в нецифровой эре.

Во-первых, это сквозная интеграция проектировщика, строителя и эксплуатанта. Огромное количество нестыковок,  потерь данных, потерь времени и качества проекта, связанных с передачей документации из одних рук в другие, уходит само собой, потому что это теперь единая среда, в которой работают все трое.

Во-вторых, это интеграция всех разделов проектирования между собой, которая позволяет на качественно ином уровне проектировать и строить, избегая множества неизбежных при обычном проектировании ошибок, накладок, одновременно повышая качество контроля как за качеством проектирования, так и за качеством строительства, и что тоже важно - контроля за эксплуатацией инженерных систем. Наконец, что самое важное, моделирование - это принципиальная возможность проигрывать,  анализировать и сравнивать различные варианты проектов  строительства между собой, что дает возможность существенно экономить на ранних стадиях разработки проекта и ускорять строительство.

В японском автомобилестроении еще в 80-х годах научились проектировать и выводить на рынок автомобили радикально быстро, при этом делая автомобили высокого качества и по себестоимости, которая позволила пробить импортным автомобилям японской сборки американский рынок. В начале 2000-х годов методология leandesign была уже хорошо изучена. Однако специфика автомобилестроения по отношению к строительству состоит в том, что доля расходов на проектирование изначально меньше, что давало возможность тратить на проектирование в автомобилестроении существенно больше, а обратная связь от производства приходит быстрее, что позволяет быстрее учиться на ошибках. В строительстве это не всегда возможно. Поэтому в строительстве с одной стороны сильнее ощущаются рамки бюджета (нет таких денег), а с другой - нет права на ошибку: здесь цена ошибки,может быть, и ниже, чем в автомобилестроении, но множество мелких ошибок стоят в сумме очень и очень дорого.

Как инструмент систематического устранения множества мелких ошибок, BIMпредставляет собой не что иное, как абсолютно точное воспроизведение принципов визуального менеджмента, которые позволяют за счет автоматизации, встроенной защиты от ошибок, использования наглядных изображений и прочих приемов перенести основное внимание проектировщика с поиска мелких технических ошибок на их решения. Визуальный менеджмент - часть производственной системы Toyota с 50-х (!) годов. 

Моделирование несколько удорожает процесс проектирования, но не так радикально (в автомобилестроении распространенной практикой является работа нескольких альтернативных институтов до глубокой степени, в строительстве это встречается только при разработке концепции, и то редко), и позволяет экономить на стройке и эксплуатации гораздо больше. Российская практика BIM-проектирования полностью подтверждает эти положения.

BIM ради BIM никому не нужен

Если вы еще не используете BIM, то нет смысла трансформировать бизнес и применять BIM просто ради трехмерного проектирования. Это может быть полезно для продажи объекта, но для специалистов-проектировщиков на объектах обычной инженерной сложности это просто дополнительная нагрузка без бонусов. Нет особого смысла применять BIM для объектов без серьезной инженерной составляющей, потому что отечественные инженеры и так справляются с этими объектами. BIM, в первую очередь, необходим там, где речь идет об уникальных объектах с высокой технологической составляющей, типа больниц, и сжатыми сроками строительства, до которых нам еще далеко (15 этажей за 7 дней, например). Для того чтобы строить жилье, детские сады, дороги с применением BIM, нам в первую очередь нужно построить систему менеджмента, при которой данное технологическое ограничение будет реально ощущаться и иметь значение. В традиционной системе строительного менеджмента и традиционной системе отношений заказчика-генпроектировщика и генподрядчика уровень потерь и неопределенностей, порождаемых самой системой выше, чем возможные выгоды от применения моделирования. Там нужно многое расчистить и подготовить для того, чтобы вводить моделирование как эффективный инструмент менеджмента.

Второе важное замечание - это изменение культуры проектирования. Если человек не знает математики, ему бесполезно давать калькулятор. Если он не знает иностранного языка, то не поможет электронный переводчик. Современные люди знают, что появление в доме современных электронных устройств серьезно влияет на поведение детей.

Мы живем в стране, в которой труд архитекторов и проектировщиков не очень-то уважают. Мы до сих пор продолжаем массово проектировать и строить типовые объекты простейшей архитектуры. Строительство чуть более сложных объектов, чем простые коробки, уже проблема. При таком уровне подготовки кадров рассчитывать на то, что моделирование объектов поможет улучшить качество проектов,  неправильно. Более того, во многих случаях это дает обратный эффект. Безликая архитектура советских микрорайонов,  благодаря переходу к технологичному проектированию, становится еще более индустриальной, гнетущей, безобразной и нечеловеческой.

Это можно совершенно отчетливо видеть по проектам, реализованным в Китае и у нас, где проектирование изначально велось в 3D среде, на базе современнейших технологий. Здесь вы не увидите разницы между мясокомбинатом и детским садом, тюрьмой и жилым комплексом. Проектировщики, работающие в новой современной среде, не просто разучились воспринимать качественно, что они проектируют, они уже не думают об этом. Их волнует только, насколько удобно или неудобно им проектировать в той среде, в которой они уже привыкли работать. В этой технологической гонке теряются существенные и важные исконные аспекты работы архитектора-проектировщика.

Технология виртуального моделирования - это продукт западного демократического общества, где люди привыкли во всех сферах жизни сравнивать, прежде чем делать выбор. А наши проектировщики смотрят на BIM, как на возможность привлечь вьетнамскую рабочую силу, которая в удаленном режиме будет проектировать за нас. С одной стороны - это путь к технологическому прорыву. С другой стороны - это социальный вызов. Нельзя игнорировать социальный эффект, который несут такие технологии.

Андрей Глауберман

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо