ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Стройиндустрия: болевые точки отрасли
08.06.2015

Стройиндустрия: болевые точки отрасли

Наверное, впервые за последние годы власть повернулась лицом не к нефти и газу, не к оборонке или космосу, а к важнейшей, но незаслуженно обойденной вниманием отрасли, – производству строительных материалов.

Два федеральных министра – Михаил Мень и Денис Мантуров, глава ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс, а также целая череда их заместителей, руководителей департаментов, представителей правительства Москвы, Московской области, Татарстана почтили своим вниманием собравшихся 4 июня в московском отеле «Ритц-Карлтон»  триста делегатов из 48 регионов России.  В их числе были руководители таких известных компаний и холдингов, как «Мортон», «Интеко», «Технониколь», «Росизол», «Алит», которые на равных общались с министрами, привлекая их внимание ксвоим производственным и коммерческим бедам и проблемам.

Повод  для созыва Всероссийского совещания был более чем уместный – создание ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов», которое вберет в себя все ныне разрозненные компании, комбинаты, заводы и станет авторитетным и полноправным партнером госорганов в вопросах стандартизации, технического регулирования, продвижения лучших проектов и технологий.  Именно так охарактеризовал новое нацобъединение Михаил Мень, прировняв его к НОСТРОю и НОПРИЗу.

Но главное не в давно назревшем организационном объединении производителей строительных материалов. Прошедшая на совещании дискуссия высветила все болевые точки отрасли, которая, тем не менее держится на плаву, несмотря на беспощадную кредитную политику банков,  падение платежеспособного спроса населения и западные санкции. Более того, отрасль достаточно успешно внедряет инновации, строит предприятия с современной технологией, выпускает материалы и изделия на экспорт.

 

«Роснано» поработало для стройки

Первым удивил всех Анатолий Чубайс, который перечислил достижения своей компании в производстве стройматериалов – это и базальто-пластиковая арматура, заменяющая стальную, пеностекольные материалы, новые виды красок, клеев, добавок в бетон. Он сообщил, что с помощью московских властей в столице уже построен детский сад из инновационных материалов, строится 14-этажный жилой дом, поликлиника.

Глава «Роснано» уверен, что применение новых материалов нужно  учитывать уже при проектировании зданий, причем лучше всего при типовом проектировании. На содействие московских властей он сослался не случайно. Перед авторами инноваций остро стоит проблема прохождения как государственной, так и негосударственной экспертизы, в чьих стандартах, справочниках и других нормативных документах до сих пор нет упоминания о новых материалах. Поэтому  провести инновационный проект через экспертизу общепринятым путем сейчас дело трудное, почти безнадежное. Вот почему А.Чубайс заявил во всеуслышание, что «Роснано» разработало 20 собственных стандартов, которые, как он надеется, будут утверждены на отраслевом уровне с помощью нового национального объединения.

Важной новостью поделился и заместитель Чубайса в «Роснано» Заур Ганиев, сообщив, что уже в этом году  будут сданы на государственную экспертизу первые проекты зданий и сооружений, созданные по BIM-технологии.

Об экономической целесообразности внедрения инновационных  технологий говорил в своем выступлении глава группы компаний «Мортон» Александр Ручьев на примере продукции недавно построенного ДСК «Град» под Наро-Фоминском.  «Не дороже инновационная продукция на 15-20%»,- твердо возражал он одному из участников дискуссии. - Наоборот, наш «Град» дает сейчас снижение в цене на базальтовую арматуру, новые краски и лаки на 10%. И материалы для «дорожного пирога»  не выросли у нас на 15%,» - убеждал он своих оппонентов.

 

Наши беды – тарифы, банки, экспертиза

Вообще, выступления участников не отличались единообразием. Так,  Денис Мантуров нарисовал довольно пессимистичную картину в  строительстве, предрекая снижение его объема на 4% в этом году и призывая владельцев устаревших ДСК срочно модернизировать оборудование. В ответ проректор МГСУ Андрей Пустовгар упрекнул помощников министра в его дезинформации, заявив, что и речи нет о том, что наши ДСК остались на уровне 70-х годов. По его словам, за последние годы была проведена широкая индустриализацию строительства и большинство наших предприятий готово выходить с инновациями. Не в стройматериалах проблема, а в неразвитости машиностроения для строительства. «Мы очень мало выпускаемстроительной техники,  импортные добавки в материалы дороги, вот над чем надо работать» - эмоционально заявил он.

Беды и проблемы, о которых говорили представители отрасли, можно свести к трем разноплановым группам:

Первое. Отсутствие нормального кредитования. Брать кредиты по ставке 17-19%, а реально и больше 20, заводы и холдинги не в состоянии. Льготные или адресные кредиты, субсидированные государством – это пока капля в море. Из потребных 200 миллиардов пока выделено отрасли, по данным того же Бориса Ручьева, только 2 миллиарда.

Второе. Использование новых материалов беспощадно тормозится экспертизой. Нет пока в действующих стандартах ни базальтовой арматуры, ни базальтовой теплоизоляции, которые изобретает «Роснано»  и выпускают модернизированные ДСК.

Третье. Чрезмерные тарифы РЖД на перевозку гравия, песка, цемента и других инертных материалов. При этом ситуацию усугубляет чрезмерный импорт украинского гравия, который составляет 90% процентов всего экспортируемого Украиной объема, что бьет по интересам отечественных производителей.

Кроме этих групп есть и частности.Так, президент корпорации «Технониколь» Сергей Колесников поведал любопытную историю об экспорте продукции своей фирмы  в Германию, в Швецию, в Китай, другие страны. «Но, успешно вывозя свою продукцию,  мы живем под постоянной угрозой штрафов от ФАС, если наши экспортные цены будут ниже российских. При этом  ФАС забывает, что и за рубежом мы вынуждены опасаться штрафов и санкций за придуманный ими демпинг»,  - сказал он.

 

Министерства помогают? Лишь бы не мешали…

На упомянутые проблемы министры и главы департаментов кивали головами и обещали помочь. Видимо, в будущем все это будет в той или иной степени сделано, но вопрос – когда?

Возможно, импорт гравия из Украины и будет вскоре лицензирован и уменьшен, как обещал Д.Мантуров. Возможно, удастся сломить и косность экспертизы. Как сообщил глава департамента градостроительной деятельности Минстроя Андрей Белюченко, уже ведется разработка государственного стандарта по деятельности экспертизы, который, возможно, поборет консерватизм экспертов. 

Но ни по долгосрочному кредитованию, ни по понижению ставок по кредитам, да и по тарифам РЖД – при всем желании министры руку помощи протянуть отрасли не смогут.

Впрочем, не особенно бодрит и обещание Минстроя закончить в ближайшие 3 года актуализацию всех нормативно-технических документов и сметных расценков, чтобы потом 5-7 лет жить спокойно. Равно как и заявление руководителя Росстандарта Алексея Абрамова о планах разработки в ближайшие 18 месяцев основных стандартов, которые тоже бы действовали 5-7 лет – это заявление он снабдил известной пословицей про русского мужика, который долго запрягает, но быстро едет. Но вряд ли этой быстрой езде поможет и созданное новое национальное объединение, которому еще только предстоит формировать  свою структуру, аппарат и только потом вырабатывать консолидированные предложения  по общему и отраслевому законодательству.  

Впрочем, сбор в «Ритц-Карлтоне» отраслевой элиты показал, что производители стройматериалов отнюдь не уповают на госорганы и в развитии и планировании производства идут своим путем, обеспечивая в основномза счет внутренних финансовых ресурсов отечественную строительную сферу практически всем необходимым, включая инновационные материалы. Да и за рубеж вывозят крупные партии высококачественного цемента, изделий из стекла, антикоррозийных материалов и многие другие виды продукции.

Когда один из участников совещания задал представителям Минстроя и Минпромторга вопрос: сколько сотрудников в этих министерствах будут заниматься стройматериалами, то внятного ответа от них не получил. Вроде бы пока никого нет. «Ну и слава Богу»,- громко воскликнул глава «Технониколя» Сергей Колесников.

 

Александр Кондрашов

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо