Теплоизоляция –
на пути
к цивилизованному рынку
Рынок теплоизоляционных материалов – один из самых динамично развивающихся сегментов строительного комплекса. О том, каким был для него прошлый год, наш корреспондент беседует с руководителем отдела по связям с общественностью НП «Росизол» Евгенией СВИРИДОВОЙ:
- Евгения Валерьевна, как бы Вы оценили итоги 2014 года. Оправдал ли он надежды профессионального сообщества производителей теплоизоляционных материалов? Какие наиболее важные события, на Ваш взгляд, произошли в отрасли?
- Прошлый год в целом оказался успешным для строительный отрасли России. Несмотря на политическую и экономическую ситуацию в стране, компании и люди инвестируют в строительство и ремонт. Рынок изоляции по сравнению с 2013 г. вырос на 5 – 6 %. Наблюдается рост премиального сегмента, люди разбираются в качестве, и мы, как ассоциация ведущих производителей теплоизоляции из минеральной ваты, стремимся способствовать созданию цивилизованного рынка теплоизоляции в России.
В 2014 году мы создали Знак Качества “Росизол”, который является важным шагом на пути к развитию строительной отрасли. Знак гарантирует потребителю высокое качество теплоизоляционных материалов из минеральной ваты и соответствие всем обязательным стандартам и нормам, предъявляемым к теплоизоляционным материалам. Он также поможет дистанцировать потребителей от покупки некачественных продуктов. И это, безусловно, вносит особый вклад в защиту интересов потребителей.
- Какие успешные проекты были осуществлены? Какие инновационные технологии были внедрены?
– Как ответственные производители компании – участники ассоциации стремятся развивать рынок высококачественных и высокоэффективных теплоизоляционных материалов, открывая новые высокотехнологичные заводы и выпуская инновационные материалы по самым современным технологиям.
В 2014 году компания ISOVER выпустила на рынок инновационный продукт ISOVER Штукатурный Фасад. Это единственный в России жесткий материал из стекловолокна, который применяется в качестве теплоизоляции и основы для тонкого штукатурного слоя, обеспечивая в 1,5 раза меньше нагрузки на фундамент. При требуемых значениях прочности и теплоизолирующей способности, данный продукт обладает малым весом.
2014 год стал знаковым для компании KNAUF Insulation, поскольку в Тюмени был запущен уже второй завод на территории России. Предприятие оснащено инновационным оборудованием для производства теплоизоляции нового поколения. Сейчас завод в полной мере закрывает потребности восточных регионов России от Урала до Камчатки, выпуская не менее 45 тыс. тонн продукции в год и обеспечивая 200 рабочих мест.
Финская компания PAROC, лидер европейского рынка теплоизоляци, запустила в производство на своем заводе в Тверской области линейку энергосберегающей продукции для систем штукатурных фасадов: Paroc Linio. Новая усовершенствованная линейка Linio позволит создать комфортный микроклимат в помещениях, сократить теплопотери и повысить энергоэффективность зданий.
Компания ROCKWOOL на своем предприятии в г. Троицк запустила производство плит из каменной ваты двойной плотности. Данные продукты являются уникальными и не имеют аналогов на рынке теплоизоляции. Плиты создают меньшую нагрузку на основание и, как правило, превосходят по теплотехническим характеристикам традиционное решение в два слоя, значительно сокращают трудозатраты и время на монтаж.
Одним из важнейших событий для направления «Минеральная изоляция» ТехноНИКОЛЬ в минувшем году стала закладка камня в основание седьмого для компании завода по выпуску каменной ваты в г. Красный Сулин Ростовской области. Новое предприятие позволит в будущем сократить дефицит качественной базальтовой теплоизоляции в ЮФО, сделать теплоизоляционные материалы доступнее для новых регионов, среди которых российская Республика Крым, Армения, Грузия и Азербайджан.
Компания URSA выпустила уникальный материал PureOne 35 QN. Все продукты PureOne уникальны - это изоляция нового поколения, но это продукт – вдвойне: к традиционным преимуществам продуктов PureOne добавились особенности технологии Spannfilz. Данная технология позволяет изготавливать плиты, которые сворачиваются в упаковке в рулон без ущерба для их жёсткости.
В городе Асбесте (Свердловская область) произошел запуск второй линии завода по производству теплоизоляционных материалов торговой марки ЭКОВЕР. С открытием второй линии завода выпуск готовой продукции ЭКОВЕР составит около 94 тыс. тонн в год, а выпуск товарной продукции возрастет до 2,5 млрд руб. в год. Ввод в действие завода ЭКОВЕР позволил открыть более 250 новых рабочих мест с пуском первой линии и более 150 мест с пуском второй линии.
- Стоят ли перед отраслью проблемы импортозамещения и как они решаются?
- Строительный рынок России, с точки зрения зависимости от импортных строительных материалов, на сегодняшний день достаточно самостоятелен. Во-первых, существует сформировавшийся ещё в советские времена потенциал отечественной строительной индустрии, который в последние годы был существенно модернизирован. Во-вторых, на рынок вышли отечественные производители, осваивающие новые рыночные сегменты, которые традиционно занимали импортируемые зарубежные товары. Наконец, большинство крупных иностранных производителей осуществили программы локализации производства в России, обеспечив, таким образом, перенос современных технологий производства, а также обучение и профессиональную подготовку как технических специалистов, так и управленческого звена.
Безусловно, в строительной отрасли остаются сегменты, где доля импортных материалов, а соответственно и зависимость от других стран сохраняется, – например, акустические системы, стёкла, современные образцы строительной химии, то есть высокотехнологичные материалы и продукты, имеющие высокую добавленную стоимость. Тем не менее, в этих сегментах также уже постепенно создаются условия для импортозамещения за счет как освоения данных рыночных ниш отечественными компаниями, так и инвестиционной активности иностранных производителей.
Если говорить о минеральной вате, то этот сегмент строительного рынка является отличным примером снижения зависимости от импорта. За счет модернизации отечественных предприятий, а также прихода большинства иностранных производителей, доля импортных материалов с 2007 по 2013 год упала с уровня примерно 25% до уровня 6-8%. Процесс импортозамещения продолжается. При сохранении планов по развитию производственных мощностей в сегменте минеральной ваты импорт может снизиться до минимальных значений в течение 5 лет. По другим сегментам нужно смотреть отдельно, но за исключением упомянутых высокотехнологичных материалов с высокой добавленной стоимостью динамика снижения доли импортируемых продуктов схожая.
- Каковы перспективы отрасли?
- Производители строительных материалов, несмотря на кризис, инвестируют средства в запуск новых производств, происходит обновление фондов, осваиваются новые технологии и сегменты. Это создаст благоприятные условия для дальнейшего развития строительной индустрии, удовлетворения спроса на современные, безопасные и качественные материалы.
Необходимо продолжать придерживаться выбранной стратегии на повышение энергоэффективности (за счет внедрения соответствующих стандартов в строительстве и применения соответствующих строительных материалов), модернизации российской экономической системы, а также стимулировать развитие строительной отрасли как одной из важнейших отраслей, оказывающей влияние на многие другие сферы социально-экономической жизни России.
Ассоциация “Росизол”, в свою очередь, в целях содействия решению задач повышения энергоэффективности и энергосбережения в строительной отрасли, совместно с экспертным сообществом, заканчивает колоссальную работу по исследованию и анализу сектора недвижимости России, основной задачей которого является выработка рекомендаций по внесению изменений в систему регулирования строительства и изменению системы стимулирования повышения энергоэффективности.
Безусловно, на строительной отрасли сказывается ухудшение макроэкономической ситуации в целом и на финансовых рынках в частности, что привело к ужесточению условий кредитования и снижению объемов финансирования новых проектов. Это, в свою очередь, не может не отражаться на объемах строительства и ввода новых площадей как в жилом, так и нежилом сегментах. Тем не менее, ситуация со временем должна начать улучшаться. Положительный эффект могут сыграть государственные программы, поддерживающие развитие жилого строительства, определенную роль сыграет подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Елена СЕДОВА
Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.