ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Трудное лето 2020-го <br />
строители вспомнят <br />
с благодарностью
17.09.2020
Бизнес

Трудное лето 2020-го
строители вспомнят
с благодарностью

Участники конференции «Диалог строительной отрасли» обсудили, как преодолеть последствия пандемии

Позитивные последствия негативной ситуации

Все-таки живое общение ничто не заменит — ни вебинары, ни беседы по скайпу. По понятным причинам выставка BAUMA СТТ RUSSIA в этом году не состоялась. Отчасти ее функции взяла на себя конференция «Диалог строительной отрасли», организованная ООО «Мессе Мюнхен Рус».

Особенность данного мероприятия состояла в том, что, кроме традиционных выступлений, присутствующие имели возможность неформально общаться друг с другом. Время и возможности организаторы им для этого предоставили.

Пандемия принесла строителям немало сложностей, были взлеты и провалы. Но если сделать из них правильные выводы, отрасль только выиграет в своем развитии. И строители с благодарностью вспомнят трудные весну и лето 2020 года. В самом деле: в этот «ковидный период» многие из них показывали чудеса оперативности и высокий уровень профессионального мастерства.

За 34 дня в Москве построена больница для ковидных пациентов «Коммунарка». Нормальное здание, не времянка. В обычной жизни такой объект строится пять лет и проходит 900 согласований. Понятно, сейчас туда были направлены все ресурсы и силы. Но все-таки может стоит проанализировать организацию работ на «Коммунарке»? Вдруг найдутся резервы для сокращения сроков строительства и в спокойной обстановке?

Компания «SPECTRUM» работает с разными отраслями, в том числе с авиацией. Авиация, безусловно, больше других пострадала от пандемии, говорит Владимир Иванов, управляющий партнер «SPECTRUMа». В начале апреля все аэропорты страны обслужили 34 тыс. пассажиров. При этом сотрудников, которые это делали, насчитывается более 150 тыс. человек. Государственная помощь туда пришла, но не сразу. Все, кто сталкивался с ее получением, знают, что надо оформить множество документов. Строительство в аэропортах только начинает оживать.

— Есть крупные компании, которые строят для себя штаб-квартиры, и я бы не сказал, что этот процесс остановился, — отмечает Владимир Филиппович. — Много клиентов из сферы IT, они строят офисы, склады и т.д.

Но более всего людей интересует, как переживает трудные времена жилищное строительство.

 

Спасает льготная ипотека

— С началом самоизоляции продажи жилья по разным проектам сократились на 50 — 80 %, — рассказывает Михаил Гольдберг, руководитель аналитического центра АО «Дом РФ». — В апреле выдача ипотечных кредитов снизилась на 30 — 50 %. Замаячила реальная остановка строительства и появление нового, весьма многочисленного отряда обманутых дольщиков. В этой ситуации Правительство России приняло очень верное решение. Была реализована программа субсидирования ипотеки, субсидирования ставок по кредитам. Кредиты выдаются сейчас реально под 6 %. Причем для всех, кредит может взять любой человек. Эта мера буквально спасла рынок жилья.

По словам Михаила, сейчас минимум 80% продаж жилья в новостройках приходится на программу льготной ипотеки. Заемщики уже получили 160 тыс. кредитов примерно на 450—460 тыс. рублей. А до конца октября — срок окончания программы — будет выдано 300 тыс. кредитов, которые позволят построить 15 млн кв. метров жилья. 15 млн кв. м жилья — это более 1 трлн рублей, которые пришли в строительный сектор и дали возможность продолжать строительство и выплачивать людям зарплату. Плюс увеличилось строительство жилья в регионах.

Пандемия поставила в одинаковое положение стройки всего мира. И везде строительный бизнес поддержали на общих основаниях, как и любой другой, — разрешили отсрочить оплату налогов, выдали кредит на зарплату и т.д. Но только в России осуществлена комплексная помощь жилищному строительству — поддержаны и спрос, и предложение. Если стимулировать только спрос, то быстро нарастить объемы строительства не получится. И цены на жилье взлетят.

Резкого взлета цен у нас не зафиксировано. По данным «Дома РФ», в первом квартале рост цен составлял 4-6 %. Он был связан с ажиотажным спросом, возникшим, когда все поняли, что страна закрывается. В следующие месяцы медианная цена оставалась стабильной. В обозримом будущем рост цен предполагается умеренный, 1-2%.

Пришла помощь, как говорится, и откуда не ждали. Помните, сколько было год назад противников перехода на проектное финансирование? Сейчас по эскроу-счетам строится 40 % домов. И ни один из этих домов не стал проблемным. Банк дает застройщику гарантированную кредитную линию, которую застройщик использует по мере продвижения работ. Кризис — не кризис, пандемия — не пандемия, встали продажи — не встали, дом будет продолжать строиться.

Длительная самоизоляция изменила взгляды людей на качество жилья. Они стали говорить, что площадь квартир должна быть больше40 кв. метров. Что нужны балконы, а на первых этажах веранды. Многие заговорили, что вместо многоэтажного жилья лучше строить индивидуальное. Как сказал Алексей Шевель, член совета директоров института «Моспроект», даже Сбербанк согласился выдавать ипотечные кредиты под индивидуальное жилье, чего раньше не было. Но для этого нужны стандарты — стандарты на размер кухни, спальни и пр. Таких стандартов не оказалось.

— Количество малогабаритных квартир и сейчас стараются уменьшить — административным путем. Есть распоряжение правительства Москвы, которое ограничивает наличие малогабаритных квартир до 30 % в жилых комплексах. Если будет больше, проект не пройдет Госэкспертизу.

Но спрос на жилье зависит от наличия у людей денег. Чем меньше денег, тем больше потребность в малогабаритных квартирах. И даже пандемия не окажет решающего влияния.

 

Бульдозерист — на удалёнке?

Дефицит строителей стал для подрядчиков во время пандемии едва ли не большей угрозой, чем дефицит финансов. Заболел один человек в бригаде — на карантин уходила вся бригада. Останавливались целые карьеры из-за того, что один оператор оказывался заражен. Найти замену рабочим на стройке весьма проблематично. Россияне идут сюда неохотно. А границы страны были закрыты. Периодически в обществе возникают споры — может ли наша экономика обойтись без помощи мигрантов? Похоже, пандемия дала ответ на этот вопрос.

Участники конференции были единодушны: надо энергичнее привлекать на стройку молодежь. Большие надежды возлагаются на WorldSkills — международное движение, популяризирующее среди молодежи рабочие профессии, в том числе строительные. Молодые россияне участвуют в нем все более активно.

Другая сторона медали — улучшение условий труда строителей. В этом направлении предстоит сделать очень много. Но примеры в мире для подражания есть.

Андрей Комов, председатель комитета по строительному оборудованию Ассоциации европейского бизнеса, рассказывает:

— Пару лет назад я оказался в Гамбурге на местной выставке «Bauma». В залах стояло множество машинок шириной не более 1,5 м. Никогда такого раньше не видел! Немецкие коллеги объяснили: у них по законодательству запрещено вручную поднимать груз тяжелее 20 кг. И даже мигрантов нельзя для этого нанимать — лишишься лицензии. Поэтому приходится изготавливать и применять разнообразную технику малой мощности. И что мешает нам идти по тому же пути?

Еще до пандемии в Европе начались эксперименты с дистанционным управлением дорожной и строительной техникой, беспилотными машинами. (Кстати, отличная мера против инфекции). С этого года начали серийно производить компактные погрузчики на электрических батарейках, зарядки хватает на смену. Такие машины можно использовать ночью, они бесшумны.

И у нас уже появляется подобный опыт. На Петербургском тракторном заводе выпускают комбайн с программным обеспечением. Комбайнер уже не рулит, а только наблюдает за системой управления. Сейчас там делают экскаватор с программным управлением. Программа пока немецкая. Но и наши айтишники смогут разработать такие программы.

А сейчас в мире на повестке дня стоит тема: как управлять строительной техникой через компьютер на расстоянии. Скажем, сидит человек в крупном городе, в теплом помещении перед монитором и дает команды экскаватору, который находится в карьере за сотни, а, может, и тысячи километров от него. Для того, чтобы это стало реальностью, необходимо поднять на новый уровень связь. И такие работы уже начались. Специалисты считают, что управление строительной техникой на удаленке станет возможным в течение 10 лет. И вот эта работа будет привлекательной для нынешних подростков — компьютерных фанатов, которые к тому времени успеют вырасти.

 

Господдержки много не бывает

На конференции также говорили о сегодняшнем дне и перспективах развития строительной техники.

Были объявлены победители конкурса «Инновации в строительной технике в России». Он проходит не первый год. Победителями 2020 года стали автогидроподъёмник КАЗ, кран-манипулятор ГАЛИЧАНИН, строительный полуприцеп Wielton, автогрейдер SEM917, экскаватор Volvo, компактный погрузчик ЧЕТРА, самосвал года MAN, строительная буровая установка Figaro. Более подробную информацию можно узнать на сайте www.construction-innovation.ru.

Многие участники конференции, отдавая должное качеству техники, не одобряют, что практически вся она изготавливается на совместных предприятиях. Считают, машиностроение должно быть полностью отечественным. Этой точки зрения придерживаются и во властных структурах. Вот и во время пандемии помощь государства получают в основном отечественные производители. С одной стороны, так и должно быть. А с другой…

Комитет по строительной технике Ассоциации европейского бизнеса. объединяет поставщиков дорожно-строительной техники в Россию. Некоторые из них открыли производство и в нашей стране.

— Наши производства в России за время пандемии помощь от государства не получили. Нас считают иностранцами, — говорит Андрей Комов. — Между тем, в странах Западной Европы не имеет значения, иностранная это компания или нет. Главные критерии для господдержки — уплата налогов, создание рабочих мест.

По словам Андрея Ивановича, поддержку государства компании — члены его комитета получают по-иному. Они участвуют в реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». А проект финансируется из бюджета. Однако все чаще раздаются предложения — приоритетное участие в национальных проектах должны иметь отечественные компании.

В последнее время Ассоциации европейского бизнеса настойчиво предлагают создать в России производство строительной техники, а продукцию экспортировать. По многим причинам на данный момент это сделать невозможно. И что теперь, техника лучших мировых образцов должна исчезнуть со строящихся дорог России? Между тем, компании — лидеры мирового рынка строительной техники используют в своих изделиях комплектующие, сделанные в разных странах, у кого что лучше получается.

Вопросов о господдержке накопилось много у всех участников российского строительного рынка — какой она должна быть, в каком объеме, как изменяться в зависимости от ситуации... Все это следует решать в диалоге с Минпромторгом. Представителей Минпромторга ждали на конференции, но они не пришли.

 

P.S. Год назад в рамках выставки СТТ-2019 состоялась встреча с руководителями строительной отрасли Китая. Им задали вопрос о государственной поддержке китайских производителей. Один из министров сказал, что сначала они прибегали к этой мере. А потом увидели, что те, кто ее получал, отставали в своем развитии. И перестали ее практиковать.

Все мои собеседники на конференции дружно сказали — китайский министр не прав. Или его неправильно перевели.

Елена Бабак

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо