ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Игорь Артемьев: «ФАС не оставляет строительную отрасль своим вниманием и заботой»
17.09.2020
Власть

Игорь Артемьев: «ФАС не оставляет строительную отрасль своим вниманием и заботой»

Почти треть всех картелей формируются в строительной отрасли

Как известно, строительство – чрезвычайно картелизированная отрасль. При этом недавно были внесены существенные изменения в законодательство о госзакупках и о развитии конкуренции. Так какой же эффект ожидается от их реализации – об этом в интервью руководителя ФАС России Игоря Артемьева:

 

- Игорь Юрьевич, расскажите, как обстоят дела с конкуренцией в строительной отрасли? В чем проблемы?

- Строительная отрасль конкурентна. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с устаревшим нормативным регулированием. К сожалению, в этой отрасли мы фиксируем антиконкурентные действия органов власти и хозяйствующих субъектов.

В части нормативного регулирования можно выделить проблему низкой интенсивности цифровой трансформации отрасли.

Опыт, полученный в условиях пандемии, показывает, что наиболее адаптированными к текущей ситуации оказались те предприятия, которые в большей степени готовы к цифровой трансформации.

Помимо цифровизации процессов внутри предприятий, важнейшая задача – создание общей цифровой среды для взаимодействия бизнеса и государства. Об этом мы говорили в ежегодном Докладе о состоянии конкуренции, который опубликован у нас на сайте.

В настоящее время организации строительной отрасли вынуждены работать во множестве информационных систем с различным функционалом как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. На федеральном - это портал госуслуг, единый государственный реестр заключений экспертизы, единая система жилищного строительства и др. На региональном и муниципальном – системы обеспечения градостроительной деятельности. К сожалению, во многих случаях компаниям приходится работать и «на бумаге», без информационных систем. Это усложняет процесс строительства и создает административные барьеры.

Я уверен, что цифровая трансформация процессов и единая информационная среда в строительстве позволит снизить административные барьеры входа на рынок для нового бизнеса. Это также привет к снижению количества нарушений со стороны государственных и муниципальных органов. В повестке дня задачи по автоматизации и упрощению контроля и надзора.

Почему еще важна и нужна цифровая трансформация? Она позволит обеспечить непрерывность накопления и обмена достоверными данными об объектах капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла, сократить транзакционные издержки бизнеса, связанные с прохождением обязательных процедур.

 В целом мы получим единое информационное пространство дистанционного взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления и организаций в цифровом виде по всему циклу процессов в сфере строительства.

Помимо этого, необходимо отметить, что препятствия для свободной конкуренции в строительстве создаются и отдельными незаконными действиями органов власти и сетевых организаций при осуществлении процедур из исчерпывающих перечней в сферах строительства.

Такие действия можно обжаловать в антимонопольных органах в порядке административного обжалования в строительстве, по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции».

Так, Законом предусмотрено 4 основания для подачи жалобы. Во-первых, нарушение установленных сроков осуществления процедуры; во-вторых, предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. В-третьих, незаконный отказ в приеме документов, заявлений; в-четвертых, предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных законодательством России.

Мы рассматриваем такие жалобы за 7 рабочих дней. Это эффективный инструмент защиты своих прав.

В 2016 – 2020 гг. в территориальные органы и центральный аппарат ФАС России поступило 226 жалоб на действия (бездействие) уполномоченных органов власти и сетевых организаций.

По результатам исполнения предписаний антимонопольных органов выдано разрешений на строительство на 77,9 тыс. кв. м жилья и введено в эксплуатацию 108,7 тыс. кв. м жилья.

 

- А как исполняется дорожная карта по развитию конкуренции в строительстве?

- Совместно с Минстроем России мы движемся вперед. Мероприятия, направленные на цифровую трансформацию строительной отрасли, предусмотрены планом мероприятий или «дорожной картой» по развитию конкуренции в отраслях и уже реализуются.

К настоящему моменту исполнено 14 из 19 мероприятий. Так, принят федеральный закон о внедрении единых стандартов оказания госуслуг в электронном виде в сфере строительства и сокращении срока предоставления отдельных услуг.

Срок выдачи разрешения на строительство сократился с 7 до 5 рабочих дней, а срок выдачи градостроительного плана земельного участка – с 20 до 14 рабочих дней.

Принят федеральный закон, предусматривающий создание федерального реестра нормативных документов в области строительства, в котором будут размещаться исчерпывающие сведения о нормативно-технических требованиях к объектам капитального строительства.

В Градостроительном кодексе закреплено понятие «информационной модели» объекта капитального строительства, обеспечивающее возможность внедрения технологий информационного моделирования. Это позволит застройщикам снизить затраты на строительство и эксплуатацию. Меньше будет ошибок в проектировании на ранних стадиях. Да и в целом будут оптимизированы процессы на всем жизненном цикле объекта.

Также принят федеральный закон, предусматривающий создание государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИС ОГД). В дальнейшем она будет интегрирована с региональными системами. Это обеспечит полноценный обмен информацией об объектах капитального строительства между информационными системами различных уровней.

 

- Изменилось ли положение с созданием картелей в строительной сфере и в какую сторону? Можно ли привести конкретные наиболее яркие примеры картелей в строительстве?

- К сожалению, должен отметить, что в настоящее время строительный комплекс – это один из самых картелизированных рынков. В 2018 г. практически треть или 29% антиконкурентных соглашений составили сговоры в этой сфере. Однако в 2019 г. эта цифра перевалила за треть от общего количества соглашений и составила целых 37%.

Я считаю, что основные «картелизирующие» факторы в этой сфере – большой объем государственных и муниципальных закупок, а также многомиллионные аукционы.

Сегодня деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах в рассматриваемой сфере охватила более 1000 электронных аукционов, общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов по которым составила более 154 млрд руб. Только в 2019 г. деятельность картелей и иных антиконкурентных соглашений выявлена на территории 74 субъектов.

За 2019 г. ФАС возбудила 150 дел в строительной сфере. Нужно отметить, что всего в 2019 г. было 424 дела о картелях. За первое полугодие этого года мы возбудили 75 дел в этой отрасли.

В качестве примера стоит привести дело о картеле АО «Мостоотряд-99», ООО «Дорстройотряд-99», ООО «Бурбау» и ООО НПО «Дормост» с целью поддержании цен на торгах на выполнение работ по строительству, ремонту и реконструкции, содержанию дорог и мостов и иных работ, осуществляемых на дорогах и мостах в Республике Дагестан в 2015-2018 гг. Общий доход картеля составил более 7 млрд руб. Участники антиконкурентного соглашения привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов составила более 223 млн руб. Возбуждено уголовное дело по 178 статье УК РФ.

В Калининграде при строительстве онкологического центра компании «Артель» и «ЯНТАРЬСЕРВИСБАЛТИК» заключили антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах. Кроме того, мы установили, что «ЯНТАРЬСЕРВИСБАЛТИК» также заключил соглашение с МКУ «Управление капитального строительства» городского округа «Город Калининград». В этом случае заказчик и участник торгов заключили соглашение, ограничившее конкуренцию на закупке по строительству школы в Калининграде.

Общая сумма контрактов 3 аукционов превысила 5,6 млрд руб. Эти картели были раскрыты в ходе совместной работы с Калининградским УФАС России, правоохранительными органами и Росфинмониторингом.

Также ФАС России вынесла решение по делу о картеле на торгах в сфере ремонта дорог. Компании из Нижегородской и Челябинской областей не снижали цены на торгах или вовсе отказывались от участия в конкурентной процедуре в пользу заранее определенного победителя. Общая сумма контрактов картельщиков составила 3,8 млрд руб.

По двум последним делам, учитывая масштабы полученного картелями дохода, мы передали материалы в правоохранительные органы. Они будут решать вопрос о возбуждении уголовных дел в отношении руководства компаний по статье 178 УК РФ, а организациям грозят штрафы до 50% от начальной (максимальной) цены контрактов.

 

- Чем вызвано существенное изменение законодательства о госзакупках в сфере строительства?

- Необходимостью создания условий для формирования конкурентной среды для обеих форм торгов: аукциона и конкурса.

В конкурсе на стройку по-прежнему мы наблюдаем ряд проблем, позволяющих заказчикам отклонять поставщиков по «надуманным» основаниям, а также применять субъективизм в оценке заявок.

Было поручение заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина по совершенствованию законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок строительных работ. По итогам его исполнения внесены существенные изменения в законодательство о контрактной системе.

 

- Какие именно изменения внесены и чего ожидает ФАС в результате их реализации?

- Во-первых, конкурсы переведены в электронную форму, во-вторых, исключены субъективные критерии оценки определения победителя, в-третьих, введено «согласие» на участие в закупке по аналогии с аукционом.

В связи с тем, что заказчики часто неправомерно и на формальном основании отклоняются заявки участников торгов, пришлось вносить в законодательство о госзакупках в сфере строительства ряд поправок. Новые правила утверждены постановлением Правительства № 921. Их цель – восстановить права добросовестных участников, а также сформировать объективный подход к оценке их заявок.

Согласно новым требованиям изменились правила оценки заявок, а также дополнительные требования к участникам закупок на строительном рынке. Таким образом, из правил оценки заявок исключили работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок распространяется на закупку строительных работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капстроительства и по сохранению объектов культурного наследия и ряд других

В качестве нестоимостных критериев оценки теперь будет учитываться только квалификация участника. Для оценки в документации придется устанавливать один или несколько показателей, касающихся исполненных контрактов (договоров) на строительные работы. Например, общую стоимость, общее количество, наибольшую цену одного из контрактов или договоров.

Дополнительные требования теперь нужно устанавливать при закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, если начальная цена контракта по ним для федеральных нужд превышает 10 млн руб., для региональных и муниципальных нужд – 5 млн руб.

С 1 сентября из обязательного аукционного перечня исключен ряд строительных закупок – это здания и работы по возведению зданий, сооружения и строительные работы в области гражданского строительства, работы строительные специализированные. Это значит, что с указанной даты заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса.

При проведении конкурса теперь первая часть заявки должна содержать исключительно «согласие» участника закупки на выполнение работ, а в соответствии с изменениями в постановлении № 1085, по нестоимостным критериям можно оценивать исключительно квалификацию участника закупки в части исполненных контрактов.

Внесены изменения в постановление Правительства № 99. Так, устанавливаются дополнительные требования при осуществлении закупок для федеральных нужд с начальной ценой контракта 10 млн руб., для нужд региональных и муниципальных нужд с НМЦК 5 млн руб.

До 5 лет увеличен период, за который будут учитываться аналогичные контракты по строительству для подтверждения квалификации на торгах.

Я полагаю, что благодаря этим изменениям количество участников закупок при проведении закупок строительных работ увеличится, и они положительно скажутся на получении опыта новыми участниками.

 

- Спасибо, Игорь Юрьевич, за интересную беседу!

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо