ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Ипотека: <br />
пора возвращаться <br />
к людям
13.04.2015
Колонка главного редактора

Ипотека:
пора возвращаться
к людям

17 лет назад группа энтузиастов решила привить на грубое дерево российской экономики весьма экзотический цветок под названием «ипотека». Цветочек прижился, но оказался не таким душистым и безвредным, как полагали его создатели.

Сейчас мало кто, даже среди профессионалов, помнит тех людей, кто привел заморскую ипотеку на российскую землю. А ведь среди них – очень известные имена. «Отцом» закона «Об ипотеке (залоге недвижимости) всегда называли нынешнего председателя Комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева. Первым заместителем руководителя Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), имя которого вряд ли кто помнит, был будущий председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров. А двигателем всего «селекционного» процесса по скрещиванию России с ипотекой стал статс-секретарь – зампред Госстроя России профессор Владимир Пономарев.

В те годы казалось, что все схемы, нарисованные на бумаге и описанные в законах, достаточно легко лягут на фантастический спрос на жилье и готовность строителей строить много и быстро. Ипотека в России должна была стать, как и во всем мире, обычным, привычным, недорогим инструментом приобретения доступного жилья. Но получилось, как всегда: недорогой инструмент стал предметом роскоши, недоступным для подавляющего большинства населения России, а сам факт взятия ипотечного кредита теперь рассматривается или как подвиг, или как акт перманентного мазохизма с элементами садизма в отношении семьи.

АИЖК и Минстрой могут утешать себя внушающими трепет цифрами: объём ипотечных кредитов из года в год растет небывалыми темпами и уже достиг триллиона рублей! Но почему-то никто не говорит, а сколько квартир, домов, комнат и прочей недвижимости приобретено на этот триллион? И не покажут ли эти цифры падение объемов жилья? Ведь недаром в США рост жилищного строительства и ипотеки измеряется не в рублях и квадратных метрах, а в домовладениях.

Миллиарды и триллионы нашим банкам и АИЖК обеспечил не рост благосостояния населения и не ажиотажный спрос на жилье – его обеспечил рост цен на квартиры, который составил за 17 лет почти 1000%. И снижаться эта цена не будет до тех пор, пока жилье будет строиться по тем технологиям, в тех объемах, с теми затратами и откатами, с которыми оно строится сейчас.

Ипотека только тогда вернется к тем, для кого и затевалась, когда в России ежегодно будет строиться около 200 млн кв.м. недорогого качественного жилья, когда маржа строителей упадет со 100 до 15%, а процент по ипотеке снизится хотя бы до однозначной цифры.

Готовы ли строители строить по таким критериям? Нет, им сейчас и так хорошо, да и денег у богатого среднего класса становится все меньше и меньше, а значит, объемы строительства жилья, вместо того, чтобы расти, пойдут вниз. Но деньги есть – они лежат у тех, кто сейчас даже близко не может подойти к ипотеке: у бюджетников, малых и средних предпринимателей, работников крупных компаний. И если именно они сформируют спрос на жилье по определенной цене, а банки прогарантируют кредитование под такой спрос – вот тогда и появятся миллионы новых недорогих квартир. Тогда и ипотека заработает так, как она была задумана.

Нынешний кризис грозит сильно ударить по рынку жилья и ипотеки, по строителям и производителям стройматериалов. По-старому строить и кредитовать уже не получится. Может быть, дать ипотеке еще один шанс?

 

Лариса Поршнева

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо