ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Анализ проекта Федерального Закона
11.10.2015

Анализ проекта Федерального Закона

Анализ проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Основные нововведения:

  1. Разделение архитектурно-строительного проектирования на архитектурную деятельность и деятельность по разработке проектной документации с переходом к саморегулированию архитектурной деятельности.
  2. Практическая подготовка и аттестация архитектора – как непременные условия самостоятельного осуществления архитектурной деятельности архитектором. Статус аттестованного архитектора.
  3. Страхование профессиональной ответственности архитектора.
  4. Обязанность аттестованного архитектора заверять личной подписью и печатью подготовленные чертежи.
  5. Ужесточение требований к юридическим лицам, осуществляющим архитектурную деятельность (кадровый состав, требования к учредителям).
  6. Учреждение новой единой структуры – «Профессионального объединения архитекторов России».
  7. Обязательность конкурсной основы подготовки архитектурных проектов уникальных и общественно-значимых объектов.
  8. Создание Реестра аттестованных архитекторов.

 

  1. Разделение архитектурно-строительного проектирования на архитектурную деятельность и деятельность по разработке проектной документации с переходом к саморегулированию архитектурной деятельности.

Рассматриваемый проект Федерального закона выделяет архитектурную деятельность из состава архитектурно-строительного проектирования в смысле его толкования градостроительным законодательством Российской Федерации и вводит новые дополнительные требования к условиям и порядку осуществления архитектурной деятельности.

 

  •  «Архитектурная деятельность архитектора представляет собой возмездное оказание услуг в области архитектуры, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по согласованию с профессиональным объединением архитекторов на основании международных договоров Российской Федерации».

 

Согласно действующему Градостроительному кодексу Российской Федерации область архитектуры, не выделена в отдельный вид деятельности, а является составной частью «архитектурно-строительного проектирования».

Согласно п. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения …Архитектурные решения являются составной частью проектной документации (п. 12 ст. 48).

Перечень видов работ по подготовке проектной документации утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. № 624 и включает в себя, в том числе, работы по подготовке архитектурных решений.

На основании п. 4 ст.48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

 

Таким образом, порядок и условия осуществления архитектурно-строительного проектирования, как единого производственного процесса, законодательно урегулированы нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Законопроект фактически разграничивает понятие лица, занимающегося  архитектурной деятельностью, и понятие лица, имеющего право на разработку проектной документации, устанавливая, по-сути, саморегулирование архитектурной деятельности параллельно саморегулированию деятельности по подготовке проектной документации.

«Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Разработка архитектурной части проектной документации (архитектурного проекта) должна осуществляться аттестованными архитекторами и (или) юридическими лицами, отвечающими требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации об архитектурной деятельности к юридическим лицам, осуществляющим архитектурную деятельность».

При этом законопроект не предусматривает взаимодействия лиц, осуществляющих архитектурную деятельность и проектную деятельность.

Законопроектом предлагается следующая формулировка: «Лица, имеющие право на разработку проектной документации, вправе оказывать услуги в области архитектурной деятельности и инженерные услуги на различных стадиях архитектурно-строительного проектирования и реализации проектных решений». При этом законопроект не дает разъяснения, на каком основании лица, имеющие право на разработку проектной документации вправе оказывать услуги в области архитектурной деятельности.  

 

  1. Практическая подготовка и аттестация архитектора – как условия осуществления самостоятельной архитектурной деятельности архитектором.

«Архитектор может осуществлять архитектурную деятельность самостоятельно, а также на основании трудового договора между архитектором и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным законом».

Законопроектом не раскрыто понятие самостоятельной архитектурной деятельности: либо это деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве частной практики физического лица.

Согласно гражданскому законодательству РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью (а архитектурная деятельность определяется законопроектом именно как возмездное оказание услуг в области архитектуры) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила Гражданского кодекса, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Например, Закон «Об оценочной деятельности» определяет субъекта оценочной деятельности как физическое лицо, занимающееся частной практикой.

Следовательно, в законопроекте необходимо указание на то, что самостоятельная архитектурная деятельность – деятельность физического лица (архитектора), занимающегося частной практикой.

«Право на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности имеют лица, получившие высшее архитектурное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, прошедшие курс практической подготовки в порядке, определенном профессиональным объединением архитекторов, и прошедшим аттестацию, проводимую в соответствии с главой II.1 настоящего Федерального закона (аттестованные архитекторы)».

«Аттестация архитектора – процедура определения готовности лица к осуществлению самостоятельной архитектурной деятельности».

 

Во-первых, аттестация специалистов, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, уже предусмотрена ст. 55.5. действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными непосредственно саморегулируемыми организациями (это либо аттестация по итогам повышения квалификации, либо периодическая аттестация по видам работ).

Во-вторых, согласно п.11 ст. 60 закона «Об образовании в РФ» «квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью…».

Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) (дата введения 01.01.2004) (ред. от 31.03.2010) устанавливает следующие архитектурные специальности:

Бакалавр архитектуры, шифр по ОКСО 2010 г. - 270100.62

Магистр архитектуры, шифр по ОКСО 2010 г. – 270100.68

Следовательно, лица, имеющие Дипломы о высшем образовании с присужденной специальностью «Архитектор» имеют право заниматься архитектурной деятельностью на территории Российской Федерации без каких-либо дополнительных аттестаций.

В России в настоящий момент насчитывается более 60 ВУЗов, прошедших необходимую государственную аккредитацию, с программами высшей архитектурной подготовки - направление подготовки «Архитектура» (270100.62; 270100.68). Рассматриваемый законопроект, требуя дополнительной проверки знаний архитекторов, получивших высшее профессиональное образование и с присужденной специальностью «Архитектор», фактически ставит под сомнение компетенцию 60 российских ВУЗов, имеющих богатый опыт профессиональной подготовки по направлению «Архитектура».  

«Аттестованные архитекторы, не осуществлявшие архитектурную деятельность в течение пяти и более лет, обязаны для возобновления самостоятельной архитектурной деятельности пройти обучение по дополнительным профессиональным программам и представить в межрегиональную организацию профессионального объединения архитекторов России копию подтверждающего документа (удостоверения о повышении квалификации и (или) диплома о профессиональной переподготовке)».

Для первичной аттестации архитектору необходимо: пройти обучение и получить высшее образование, а затем в течение нескольких лет проходить курс практической подготовки и только потом аттестацию. Таким образом, требования к специалистам – архитекторам, закончившим ВУЗ и получившим диплом о высшем образовании и квалификации более жесткие, чем к специалистам – архитекторам, не работавшим по профессии более 5-ти лет.

При выполнении требований, установленных законопроектом к обучению и аттестации, архитектор приобретает статус аттестованного архитектора. Законопроект предусматривает возможность приостановления, прекращения и возобновления статуса аттестованного архитектора, но при этом имеется ряд недоработок.

Законопроектом предусматривается возможность приостановления статуса аттестованного архитектора при перерыве в архитектурной деятельности продолжительностью более пяти лет. Но! Законопроектом не установлено, каким образом будет осуществляться контроль за ведением архитектурной деятельности и её непрерывностью.

Одним из оснований для прекращения статуса аттестованного архитектора, законопроект определяет вступление в законную силу решения суда о признании аттестованного архитектора недееспособным или ограниченно дееспособным. При этом законопроект не дает указания на последствия отмены судом ограничения дееспособности архитектора. Подлежит ли статус возобновлению либо его нужно получать вновь и на каких условиях?

Законопроект предусматривает возможность возобновления статуса аттестованного архитектора после его приостановления только в двух случаях: по личному заявлению архитектора и при перерыве в архитектурной деятельности. Законопроект не определяет основания возобновления приостановленного статуса аттестованного архитектора после возвращения архитектора с военной службы, а также в случае отмены судом решения о признании аттестованного архитектора безвестно отсутствующим (ст. 3.6.законопроекта).

 

 

 

 

  1. Страхование профессиональной ответственности архитектора.

Законопроект устанавливает обязательное страхование рисков профессиональной ответственности архитектора.

 «Аттестованный архитектор, который осуществляет разработку архитектурного проекта и (или) архитектурной части документации для строительства объектов нормального и (или) повышенного уровня ответственности, должен заключить договор страхования своей профессиональной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области страхового дела с учетом особенностей, определяемых профессиональным объединением архитекторов России».

Согласно п.3 ст. 936 Гражданского кодекса РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Такого закона сегодня нет, а рассматриваемый законопроект также не раскрывает понятия страхования ответственности архитектора.

Во-вторых, вред, причиненный третьим лицам вследствие ненадлежащего выполнения архитектором своей профессиональной деятельности, подлежит возмещению юридическим лицом, с которым архитектор заключил трудовой или гражданско-правовой договор, так как согласно ст. 1068 ГК РФ предусматривается ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.

В-третьих, согласно действующему градостроительному законодательству в саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, уже предусмотрена вполне отлаженная система возмещения вреда, в случае возможных требований третьих лиц, посредством установления требований о страховании членами СРО гражданской ответственности, страховании коллективной ответственности, а также посредством обязательного формирования компенсационных фондов. Согласно п. 2 части 1 ст. 55.4. ГрК РФ саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования может приобрести право выдачи свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе, при условии наличия компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена такой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена такой организации.

В-четвертых, статья 60 Градостроительного кодекса РФ «Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения» не указывает в качестве субъектов, обязанных возместить вред или несущих солидарную ответственность по обязательствам о возмещении вреда, аттестованных архитекторов. Согласно нормам указанной статьи лицами, несущими ответственность являются: собственники зданий и сооружений, концессионеры, застройщики или технические заказчики (при этом закон предусматривает возможность страхования их гражданской ответственности – п. 4 ст. 60 ГрК РФ). Указанные лица, в свою очередь, имеют право регресса: к лицу, выполнившему соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которого причинен вред, к саморегулируемой организации и т.д., которые несут солидарную ответственность.

Таким образом, введение обязательного страхования профессиональной ответственности архитектора избыточно.

 

  1. Обязанность аттестованного архитектора заверять личной подписью и печатью подготовленные чертежи.

 

 «Аттестованный архитектор обязан:заверять подготовленные им лично, а также с участием привлеченных работников, чертежи архитектурно-строительных разделов проектной документации личной подписью и личной печатью аттестованного архитектора.  Отсутствие личной подписи и печати аттестованного архитектора на чертежах архитектурно-строительных разделов является основанием для отказа в принятии проектной документации на экспертизу».

Пунктом 8 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен ограниченный перечень оснований для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу. В числе указанных в ГрК РФ оснований нет указания на отсутствие личной подписи и печати аттестованного архитектора на чертежах.

Согласно п. 11 ст. 49 ГрК РФ порядок организации и проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливаются Правительством Российской Федерации, в частности постановлением Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». В числе оснований для отказа в принятии проектной документации на экспертизу также нет указания на отсутствие на чертежах личной подписи и печати архитектора.

Таким образом, принятие законопроекта в данной редакции влечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в постановления Правительства РФ, в части дополнения перечня оснований для отказа в принятии проектной документации на экспертизу.

 

  1. Требования к юридическим лицам, осуществляющим архитектурную деятельность (кадровый состав, требования к учредителям).

Законопроект вводит понятие юридического лица, осуществляющего архитектурную деятельность, не раскрывая при этом самого термина. В свете действующего градостроительного законодательства все юридические лица, осуществляющие проектирование, будут считаться лицами, осуществляющими архитектурную деятельность.

Законопроект предъявляет новые требования к кадровому составу юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, отличные от требований к кадровому составу лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование.

 «Юридическое лицо, осуществляющее архитектурную деятельность, обязано: назначить на должность одного из руководителей юридического лица архитектора, статус аттестованного архитектора которого не приостановлен и не прекращен; иметь в своем штате по основному месту работы не менее двух работников, имеющих статус аттестованного архитектора».

«Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком (застройщиком) договор на осуществление архитектурной деятельности, обязано назначать на должность главного архитектора проекта по созданию здания и (или) сооружения зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности работника, статус аттестованного архитектора которого не приостановлен и не прекращен».

Согласно п. 8 ст. 55.5 ГрК РФ минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске являются:

1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

Следовательно, законопроектом предусматриваются более жесткие требования к кадровому составу юридических лиц.

Кроме того, законопроект устанавливает требования к учредителям юридического лица, осуществляющего архитектурную деятельность.

«Юридическое лицо, созданное в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, должно иметь в числе учредителей (участников) аттестованных архитекторов в количестве не менее половины от общего их числа».

 

  1. Учреждение новой единой структуры – «Профессионального объединения архитекторов России».

Рассматриваемым законопроектом предусмотрено создание новой структуры, по сути своей саморегулируемой организации, объединяющей в обязательном порядке аттестованных архитекторов.

 «Профессиональное объединение архитекторов России является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, основанное на принципах обязательного членства аттестованных архитекторов и добровольного членства общественных профессионально-творческих организаций (объединений) архитекторов…»

Обязательное членство аттестованных архитекторов в Профессиональном объединении архитекторов России противоречит Конституции Российской Федерации, основам гражданского законодательства Российской Федерации, а также законодательству в сфере саморегулирования.

В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из смысла п.2 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. При этом количество создаваемых саморегулируемых организаций определенной сферы предпринимательской или профессиональной деятельности законом не ограничено.

Рассматриваемый законопроект ограничивает профессиональных архитекторов  в  праве выбора саморегулируемой организации, указывая на единственно возможную организацию – Профессиональное объединение архитекторов России.  Создание единственно возможной формы объединения архитекторов повлечет за собой создание монополии и возможное злоупотребление Объединением своим доминирующим положением.  Функции, которыми наделяется Профессиональное объединение архитекторов России, дублируют функции действующих саморегулируемых организаций в области арх.- строительного проектирования  и Национального объединения изыскателей и проектировщиков (в частности, функции по разработке федеральных стандартов деятельности).

 

 

  1. Обязательность конкурсной основы подготовки архитектурных проектов уникальных и общественно-значимых объектов.

 

Законопроектом вводится обязательное проведение архитектурных конкурсов для подготовки архитектурных проектов уникальных и общественно-значимых объектов.

 «Порядок подготовки и проведения архитектурных конкурсов утверждается профессиональным объединением архитекторов России по согласованию с Российской академией архитектуры и строительных наук».

«Обязательной составной частью конкурсной документации на подготовку архитектурных проектов уникальных и общественно-значимых объектов является градостроительный план земельного участка с приложенным архитектурно-планировочным заданием».

 

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ, услуг регламентируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пунктом 1 ст. 50 указанного закона определен перечень документов, сведений и информации, которые должны содержаться в конкурсной документации. Данный перечень закрытый и не содержит указания на возможность расширить состав конкурсной документации, например, за счет включения в него градостроительного плана земельного участка с приложенным архитектурно-планировочным заданием, которые согласно законопроекту являются обязательной составной частью конкурсной документации.

Следовательно, для того, чтобы привести анализируемый законопроект  в соответствие с требованиями Федерального закона «О контрактной системе…» необходимо внести в последний дополнительные требования к содержанию конкурсной документации при осуществлении закупок на подготовку архитектурных проектов уникальных и общественно-значимых объектов либо указать, что дополнительные требования к содержанию конкурсной документации при осуществлении закупок на подготовку архитектурных проектов устанавливаются Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Например, абз.3 п. 1.1. ст.50 Федерального закона «О контрактной системе…» содержит указание на дополнительные требования к содержанию конкурсной документации открытого конкурса при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

 

  1. Создание Реестра аттестованных архитекторов.

 

Рассматриваемым законопроектом предусмотрено создание Реестра аттестованных архитекторов.

 

 «Реестр аттестованных архитекторов представляет собой информационный ресурс, содержащий систематизированные сведения об аттестованных архитекторах…»

«За внесение сведений в Реестр аттестованных архитекторов взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

 

Согласно главе 25.3. Налогового кодекса Российской Федерации установлены дифференцированные размеры государственной пошлины за совершение различных юридически значимых действий. При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает размера платы за совершение действий по внесению сведений в Реестр аттестованных архитекторов.

 

Таким образом, принятие данной редакции законопроекта требует внесения дополнения в Налоговый кодекс РФ в части дополнения его нормами, устанавливающими размер платы за совершение действий по внесению сведений в Реестр аттестованных архитекторов.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» содержанием саморегулируемой деятельности являются разработка и установление стандартов и правил этой деятельности, а также контроль за их соблюдением. На основании ст. 3.8. законопроекта «Ведение Реестра аттестованных архитекторов» в Реестр аттестованных архитекторов подлежат внесению сведения о фактах применения к аттестованному архитектору дисциплинарных и иных взысканий. Между тем, законопроектом  не предусмотрена система дисциплинарного воздействия.

 

Нормы законопроекта, требующие доработки.

  1. Не ясно, о каком допуске идет речь в статье 3.3. законопроекта «Допуск к работам, предусматривающим наличие в составе юридического лица архитекторов определенных видов специализации и квалификации, выдается на основе соответствующих квалификационных аттестатов архитекторов».
  2. Пункт 7 ст. 3.3. «Физические лица, осуществляющих архитектурную деятельность в РФ на основании трудового договора с юридическим лицом, имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством….» избыточен, т.к. права и обязанности лиц, работающих по трудовым договорам, определяются нормами Трудового кодекса РФ.
  3. В соответствии с п. 1 ст. 3.5. анализируемого законопроекта «Аттестация архитектора осуществляется межрегиональной организацией профессионального объединения архитекторов России», которая, также «принимает решение о присвоении статуса аттестованного архитектора». При этом законопроектом не определяется статус межрегиональной организации профессионального объединения архитекторов России.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 23.1. в редакции законопроекта «В структуру профессионального объединения архитекторов входят региональные отделения и Палаты архитекторов».  Необходимо привести понятия структурных организаций к одному наименованию.

  1. В предлагаемой к дополнению закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» редакции п. 5 ст. 13 указано на обязанность юридического лица, намеренного заключить с заказчиком (застройщиком) договор на осуществление архитектурной деятельности, назначить на должность главного архитектора проекта по созданию здания и (или) сооружения зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности работника, статус аттестованного архитектора которого не приостановлен и не прекращен. На основании п. 2 ст. 3.3. законопроекта архитектор может осуществлять архитектурную деятельность самостоятельно, а также на основании трудового договора.

Соответственно, норма п. 5 ст. 13 законопроекта ограничивает право юридического лица привлечь главного архитектора проекта, удовлетворяющего предъявляемым требованиям, по гражданско-правовому договору.

 

Выводы правового заключения:

  1. Посредством создания новой структуры – «Профессиональное объединение архитекторов России», предусматривающей обязательное членство всех архитекторов Российской Федерации, рассматриваемый законопроект ограничивает права граждан Российской Федерации, закрепленные в статье 30 Конституции РФ, установившей принцип свободы граждан на объединение и невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Законопроект нарушает основы Гражданского кодекса РФ, основывающегося на признании прав граждан (физических лиц) приобретать и осуществлять права своей волей и в своем интересе, не предоставляя архитекторам права выбора объединения, указывая на единственно возможную структуру. Без получения квалификационного аттестата данной структуры архитекторы не смогут заниматься профессиональной деятельностью.
  2. Законопроект вступает в противоречие с Градостроительным кодексом РФ, который рассматривает архитектурно-строительное проектирование как единый производственный процесс, регламентируя при этом требования к кадровому составу лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, в том числе требования к повышению квалификации и аттестации персонала. Изменение такого принципа приведет к разрушению сложивших годами производственных, профессиональных и гражданско-правовых отношений и потребует внесения существенных изменений в Градостроительный кодекс РФ и другие правовые акты.
  3. Рассматриваемый проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» противоречит Федеральному Закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ограничивая права лиц, имеющих дипломы о высшем профессиональном образовании с присужденной специальностью «Архитектор» заниматься архитектурной деятельностью на территории Российской Федерации без каких-либо дополнительных аттестаций. Введение дополнительной  проверки знаний архитекторов, получивших высшее профессиональное образование и с присужденной специальностью «Архитектор», фактически ставит под сомнение компетенцию 60 российских ВУЗов, имеющих богатый опыт профессиональной подготовки по направлению «Архитектура».   
  4. Рассматриваемый законопроект фактически противоречит закону "Об организации страхового дела в Российской Федерации", вводя двойное страхование рисков архитекторов. По действующему законодательству архитектурно-проектные организации уже страхуют риски перед третьими лицами.

Принятие законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части дополнения его обязательными требованиями к конкурсной документации при проведении архитектурных конкурсов, в Градостроительный кодекс Российской Федерации и соответствующие постановления Правительства РФ в части дополнения перечня оснований для отказа в приеме на государственную экспертизу проектной документации, в Налоговый кодекс Российской Федерации в части дополнения его нормами, определяющими размер государственной пошлины за совершение действий по внесению сведений в Реестр аттестованных архитекторов.

 

Считаю необходимым также отметить, что в настоящее время идет подготовка новой редакции закона «О саморегулируемых организациях».

- «под стандартами деятельности понимаются федеральные стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, разрабатываемые национальными объединениями саморегулируемых организаций в соответствующей сфере, и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, разрабатываемые саморегулируемыми организациями».

- Новым законом определен перечень видов деятельности, для осуществления которых членство в СРО становится обязательным, в т.ч., архитектурно-строительное проектирование. «Закрепление обязательного членства в СРО иных видов возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим ФЗ перечень». Архитектурная деятельность т

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо